November 17, 2017

Как обезопасить остановки трамвая

Скоростной магистральный транспорт чаще всего прокладывают по центру улицы. Это помогает ускорить трамвай или скоростной автобус на перекрёстках — не нужно вставлять отдельную фазу в светофор. Это объективный фактор, но есть ещё и субъективный — водители понимают, что с тротуара, парковки или из кустов не появится неожиданно ребёнок или техника, поэтому психологически удобнее ехать быстрее.

Но появляется другой важный вопрос — как на перекрёстках и вдоль улицы организовать остановки? Общественный транспорт, к которому нужно пробираться сквозь трафик или выходить на капот машины — плохой общественный транспорт.

К счастью, всё уже было придумано до нас.


Платформы

Варшава

Если на улице больше одной полосы движения, то можно и нужно делать платформы. Это защита людей от гибели под колёсами и сохранённые нервы водителей, которым не нужно ждать окончания посадки-высадки.

Москва

Дополнительно убирается одна ступенька, за счёт чего создаётся безбарьерная среда с низкопольным подвижным составом или просто становиться чуть удобнее — всё это делает транспорт удобнее и быстрее. Только не нужно повторять ошибки Москвы: делайте переходы с каждой стороны платформы:

Петербург

Аналогично делают во всём развитом мире, например, в Будапеште:

Будапешт

Фазы светофоров синхронизированы, машинам всё равно придётся стоять на перекрёстке, поэтому на движение это никак не влияет:

Будапешт

Во многих странах нет запрета перехода улицы в любом месте, поэтому на небольших улицах с одной полосой для машин в каждую сторону там делают платформы с одним переходом с приоритетом пешеходов (зебра или светофор), а с другого конца успокаивают трафик и делают место для перехода без приоритета для пешеходов. Получается компромисс между удобством, безопасностью и движением машин. Для улиц с более одной полосой такое решение применять нельзя.

Вена

Временная платформа

Стройка капитальных платформ - долгий и дорогой процесс. Например, в Златоусте обустройство одной остановки по конкурсу 2022 года обошлось в 585 тысяч рублей ($5,5 тысяч). Плюс на согласование, проектирование и стройку нужно хотя бы полгода-год. Поэтому в качестве быстрой временной меры можно делать платформы в виде разметки: просто убираете один ряд от трамвайных путей.

Москва

Есть и более надёжные вариант: убрать полосу, установить столбики и блоки, а в зоне посадки-высадки положить бетонные плиты.

Прага

Светофор

Мюнхен

Как вариант — установить специальный светофор: при подъезде трамвай будет замыкать цепь или подавать сигнал на датчик и переключать сигнал. Минусы: человек за рулём машины может просмотреть красный сигнал и нет безбарьерной среды. Такого в России, насколько я знаю, нет.

Венские остановки

Это гибрид платформы — вся зона остановки на проезжей части поднимается до уровня тротуара. Как некоторые уже догадались, придумали это в Вене.

Москва

Такая остановка принудительно заставляет сбросить скорость, физически показывает место возможного появления людей и создаёт безбарьерную среду для пассажиров.

Москва

Первую такую остановку в тестовом варианте сделали на конечной у метро Партизанская в Москве. Здесь нет уличного трафика, но есть движение служебной техники к Измайловскому парку. Наличие природоохранной территории не позволило сделать привычную платформу и перенести проезд, поэтому весь участок был поднят до уровня дверей — хорошо и водителям парка, и пассажирам Мосгортранса. А вот расстояние от бордюра до борта заставляет грустить — туда легко провалится нога.

Москва

Затем уже такие платформы стали появляться на обычных улицах города:

Москва

Платформа-антикарман

На небольших улицах высокие платформы можно подводить прямо к путям. Это позволяет не устанавливать павильон остановки прямо на тротуаре, а сделать это на отступе — улица остаётся удобной для пешеходов. В некоторых случаях это позволяет сохранить деревья или парковочные места на улице.

Прага

Без трамвая машины спокойно объезжают платформу по путям, зато при подъезде трамвая движение блокируется и люди могут безопасно сесть в трамвай или даже перейти улицу с любой стороны вагона. Приятный бонус: машины не забивают следующий перекрёсток, трамвай подъезжет туда первым.

Прага

Цените людей и не посылайте их на верную смерть под колёса машин. Дизайн решения уже все придуманы.Поделиться записью:

Больше постов и роликов про урбанистику в других соцсетях:

Телеграм, ВК, ФБ, Тик-ток, Твиттер, Инстаграм, Ютуб