Мaлoe кoльцo Мocкoвcкoй жeлeзнoй дopoги
Хотел бы кратко рассказать про один масштабный транспортный проект Москвы, про который, оказывается, мало знают (или даже вообще не знают) сами москвичи. Но для начала немного мат. части с историей. И так, что такое МК МЖД, или Московская окружная железная дорога?
Да, как не сложно было догадаться из названия, это жд кольцо вокруг столицы, соединяющее все жд направления из Москвы. Но так как открыта дорога была в 1908 году, то сейчас эта линия проходит не по окраинам, как когда-то, а через оживлённые районы города.
В 1908 году вдоль окружной образовалась новая городская граница, которая 23 мая 1917 года официально была оформлена границей Москвы
Изначально планировалось 4 пути: 2 для пассажирских поездов и 2 для грузовых. Но как обычно это бывает, денег не хватило (ушли на войну с Японией) и сданы были только 2 грузовых пути, но, тем не менее, это не помешало осуществлять пассажирские перевозки вплоть до 1934 года.
Станция Белокаменная Московской окружной железной дороги, ор.1907 год
Затем острая необходимость в подобных перевозках отпала, во-первых, новые районы получили стабильный уличный общественный транспорт, а во-вторых, кольцо не было электрифицировано, а старые мосты с низкими порталами не позволяли просто и дёшево модернизировать ветку. С тех пор по кольцу осуществлялось лишь грузовое сообщение.
Современная, пассажирская, история кольца началась 9 ноября 2012 года, когда начались строительные работы на первом участке:
Первоначально планировалось, что движение по кольцу откроют в 2015 году, но судя по всему, это случится в 2016 году, а пока что на кольце ведутся активные работы:
существующую ветку активно перестраивают и дополняют
С учётом того, что дорога имеет 6 мостов и 74 путепровода, а общая длина составляет 178,2 км, думаю понятно, какой объём работ ведётся.
Теперь собственно о том, зачем это нужно.
По сути, эта ветка будет новой кольцевой линией наземного метро, которая будет иметь пересадки со станциями метро и обычной железной дорогой:
Из-за того, что МК МЖД имеет вытянутую форму, и дабы жд кольцо не копировала третий пересадочный контур московского метро ("второе кольцо"), метро на севере будет приближено к существующей кольцевой линии, а на юге наоборот, отдалено:
Все жд станции кольца (31 шт.) будут по совместительству являться ТПУ, например вот проект у м. Спортивная:
Более, того, практически все они уже строятся:
Если говорить о том, как будет функционировать это кольцо, то пока это вопрос открытый. Как я вижу, будет аналогия с монорельсом, когда там действуют билеты метрополитена, и за пересадку деньги снимать не будут (вполне возможно, что на выходе из метро/мк мжд придётся прикладывать билет, а затем снова прикладывать его на ближайшей станции, условно, в течение 15 минут).
Подвижной состав, в концепции, должен быть таким:
Я вижу двух претендентов на роль подвижного состава: либо Ласточки, либо новые ЭГ2Тв
подробно о поезде можно прочитать тут
Непосредственно выбором подвижного состава будет заниматься перевозчик, на роль которого претендуют филиал ОАО «РЖД» — дирекция скоростного сообщения (они за Ласточку) и ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания».
С провозной точки зрения, системы городских электричек могут перевозить до 90 000 человек в час, в то время как метрополитен лишь 70 000:
Достигается это за счёт сочленённых составов:
Если же брать мировой опыт, то во многих крупных мегаполисах мира уже есть подобные системы: Берлин, Торонто, Сидней, Париж, Лондон и так далее. Скоро будет и Москва.
PS в тексте наверняка могут быть ошибки и неточности, а может я упустил что-то важное, ибо писал я этот пост с температурой на пару, поэтому если укажите на недочёты, буду рад)
Источники: википедия, сайт МК МЖД, SSC, pastvu