November 2, 2014

Трамваи и метро на Innotrans-2014

В продолжение отчёта с выставки ЭкспоСитиТранс 2014. Вот только жалко, что нашего R1 там не было.

Оригинал взят у

jazzkosch в Innotrans-2014: с точки зрения трамвайного движения. (И метро, конечно.)

Как и обещал в первой части, возвращаюсь к рассказу о железнодорожной выставке Innotrans-2014. В прошлый раз мы посмотрели "тяжёлую" железную дорогу, а теперь на повестке дня будет метро и трамвай. Лёгкие в транспортировке трамваи легко устанавливаются вне основного веера путей на временных рельсах, поэтому их в экспозиции всегда достаточно. В этом году начали привозить и электробусы, а также автобусы с индуктивной зарядкой, которые пошли в опытную эксплуатацию в Германии.

Нумерацию для общего удобства продолжаю с первой части.

54. Открывает экспозицию со стороны павильонов львовский "Электрон", подаваемый здесь как OmniTram немецкого производителя FTD Dessau (хотя тележки делал немекий производитель TransTec Vetschau, а кузов вроде как львовяне):

55. Внутри всё аккуратно и опрятно, но и не более. Для Восточной Европы на смену древним "Татрам" - в самый раз. Висячие поручни могли быть и жёлтыми, но, видать, не подумали.

56. Далее, у внешнего стенда "Бомбардье", установлен обновлённый заслуженный трудяга рынка трамваев, Flexity второй версии. Его собратья уже массово бороздят мировые трамвайные сети между Шверином, Торонто и Аделаидой (остальные сто с лишним городов опущены по соображениям нехватки рекламной площади - прим. авт.), так что "двойке" ничего не остаётся, как стать новым хитом продаж.

57. Трамвай, конечно, имеет в запасе массу модернизаций, инноваций и других суперопций, ширину до 2,65 метров, рекуперацию и автономный ход на литиевых батареях, а про низкий пол даже и вспомнить неудобно. Салон в версии для Гента (Бельгия) сделали скромный, конечно, но зато как хорошо спланированы сидячие места на коробах тележек, и как их много!

58. Трамвай Forcity от Шкоды уже многие испытали в действии — например, в Риге или в той же Праге. На выставке показывали вариант для турецкой Коньи. Отличается повышенной носатостью, но всё с теми же удачными поворотными тележками.

59. Настоящим украшением выставки однозначно оказался шестивагонный поезд для мюнхенского метро от Siemens, представленный в полную длину. Несмотря на актуальный тренд по экономии на отделке и дизайне в угоду технологичности, этот поезд оставляет ощущение продуманности во всех мелочах и старании сделать действительно хорошо и удобно. Сименсовским инженерам, на удивление всем, удалось натянуть сову на глобус привести собственную метрополитеновскую платформу Inspiro к виду предыдущей серии ПС мюнхенского метрополитена, C-Wagen, заодно сделав её даже лучше.

60. Внутри всё прекрасно и, ИМХО, не оставляет желать ничего лучшего. Сквозной проход через все вагоны, два варианта расстановки сидений в одном составе: дугой в ряд (ближний план) или удобными отсеками по 2+2, что даёт удобство как группам, так и одиночному пассажиру. Поручни реализованы везде, где они могут пригодиться, есть даже валики для прислонения стоящих у дверей (неактуально для Москвы, но Мюнхен оценит), информационные системы и многое другое. Автор промдизайна - корифей в отрасли, Александр Ноймейстер, создатель визуальных форм ICE3 (Сапсана) и Desiro.

61. Снаружи C2, как назвали вагон в Мюнхене, представляется в едином цветовом решении столицы Баварии. В двери вмонтированы светодиоды, предупреждающие об открытии или закрытии дверей. Привод — стандартный для платформы "Инспиро", с преобразователями на IGBT. По заверениям производителя, вся техника полностью размещается под полом и звукоизолируется от салона, так что монотонное пение ШИМ по дороге уже не послушаешь.

62. Второй вариант сидячих мест — группами по четыре места, для метрополитенов постсоциалистических стран непривычный. Благодаря шагу окон, места для коленей при таком размещении остаётся очень много. Более того, против размещения дугой здесь можно усадить 16, а не 14 человек.

63. "Альстом" зачем-то привёз совершенно безумно оформленный и совсем уже не новый трамвай Citadis для недавно открытой французской сети в Обани (45 тысяч жителей, между прочим). Это та же самая модель, которую подарили Мосгортрансу, и, честно говоря, в это слабо верится, потому что московская вариация была раскрашена предельно скучно.

64. Внутри весёлый трип из 70-х продолжается, но, правда, быстро надоедает. В сочетании с жёлтым освещением (баланс белого оригинальный) вишнёво-красное оформление раздражает глаз. Впрочем, заказчику всё можно простить, потому что проезд в обаньском трамвае будет совершенно бесплатным. Сравните компоновку с Flexity — здесь вылезли все издержки низкопольника с неповоротными тележками. Мест маловато.

65. Ещё один представитель метроплатфомы Inspiro стоял на стенде Siemens в виде модели 1:1. Этот вариант, конечно, чистокровный, фирменная рублёная геометрия читается! Пойдёт в метро Куала-Лумпур в Малайзию.

66. Геометрические паттерны продолжаются и внутри, хотя салон малайцы заказали очень дешёвый, пластиковый. Но это вам и не Мюнхен, и вообще — главное, что в серии предусмотрели кондиционер. Ах да, как видим, составы поставят вместе с системой автоведения, так что в конечном счёте можно будет стоять прямо перед лобовым стеклом и таращиться в несущийся навстречу тоннель. А на случай сбоя есть скрываемые в консоль вспомогательные пульты управления с аккуратной вытяжной ленточкой "входа нет".

67. Следующим номером в выставке трамваев идёт... В представлении не нуждается!

68. Встречайте на московских улицах!

69. Это уже не раз упомянутая мной польская компания PESA Bydgoszcz постаралась, обскакав "Альстом" и "Бомбардье" в тендере на поставку 200 вагонов в столицу России. Вагон носит название Fokstrot и спроектирован с учётом разбитых рельсов и автоуродов особенностей московской сети. Реклама ЧМ, как не-пришей-кобыле-хвост, портит впечатление от внешнего вида...

70. А внутри — эх! — всё-таки сэкономили и сделали на уровне конца 90-х. Но для Москвы и так будет неплохо! Обтяжка сидений может кому-то показаться знакомой — как мне объяснили, использовали какую-то стандартную негорючую ткань, которую делают в таких цветах уж 15 лет. Формально PESA поставляет трамваи совместно с УВЗ, но доля УВЗ в производстве, как мне представилось, скорее имиджевая.

71. А сиденья вполне удобные, и их достаточно. Самое главное — это, конечно, низкий пол и то, что вообще покупают новые трамваи!

72. Тут же в стороне можно было сравнить модель очень схожей компоновки, производства СП "Штадлер-Фаниполь". Это низкопольная METALLICA Метелица МЯЦЕЛIЦА — во!

73. Ды гэта ж новы трамвай для Менску айчыннага вытворцы!

74. Такие трамваи свежесозданный белорусский отдел "Штадлера" в Фаниполе предлагает для Минска. Внешне, помимо спорного "подбородка", выглядит на порядок интереснее усреднённо-плавных обводов "Песы"! Не уступает ей и по технике. Правда, у "Штадлера" и длина чуть покороче.

75. Серьёзная светодиодная оптика, прекрасная подгонка швов, и... видеорегистратор :)

76. Прыемна, шо розныя шыльды зроблены на беларускай мове :)

77. И внутри минчанин явно оказался впереди Москвы. Салон получился какой-то более стильный и даже более уютный, что ли. Хотя что там, что там многие сиденья оказались на подиумах, и это небольшой минус проектировщикам, так как теряется выгода низкого пола.

78. Неожиданно заявили о себе на выставке финны из Transtech, представив очень добротный и симпатичный низкопольник Artic. Фото салона у меня нет, но есть ссылка на целый обзор этого трамвая в работе в Хельсинки.

79. Ожидаемым экспонатом было также и четырёхсекционное творение польских конкурентов "Песы" из Познани, фирмы Solaris, известной многим по неплохим городским автобусам (автобусы тоже были, но это уже оффтоп). "Солярис Трамино", как называется этот трамвай, спроектирован для немецкого Брауншвейга и призван заменить там отбегавшие своё вагоны 1975-77 годов. Solaris сделали себе фирменное лицо с ассиметричным лобовым стеклом; не обошло стороной данное веяние и эту модель.

80. Покупка "Трамино" в Германии, где своих производителей и вагонов хоть отбавляй — серьёзное признание качества продукции, и тут познаньские инженеры не ударили в грязь лицом: всё сделано аккуратно. Возможно, в оформлении дизайнер слишком увлёкся красно-чёрным фирменным стилем оператора, но и только.

81. А вот для внутреннего польского рынка уже опять-таки "Песа" представила новый двухсторонний Twist в оформлении, как для Варшавы (собственно заказа ещё не было), в чертах которого проглядывает какая-то вторичность — то ли "Альстом", то ли тот же "Транстех"... Куда уж там до их хищных морд для "большой" дороги. Видимо, дизайнеры гортранспорта и поездов в PESA совсем разные.

82. Внутри с сидячими местами совсем беда. С одной стороны прижимают короба тележек, с другой — слишком много дверей. На выходе получается форменный скотовоз, а жаль. Оформление напоминает московский вариант.

83. И, чтобы закончить на радостной ноте, посмотрим на Siemens Avenio, опять же, для Мюнхена, и опять же в прекрасных столично-баварских цветах! Делали баварцы из "Сименса", а значит, вроде как сами для себя, и с дизайном со всех сторон всё вышло хорошо: никаких излишеств или недоработок. Снова четыре секции, снова низкий пол, и тележки с (внимание!) тремя ступенями подвешивания.

84. А внутри в "Авенио" всё по-баварски строго и серьёзно, разгула хайтека и света, как в метропоезде, не наблюдается совсем. Впрочем, оно и к лучшему: за окном на улицах Мюнхена полно интересного, а сами окна располагают к обзору на все стороны. Сидячие качества не максимальны, но хороши: сидений много. Кстати, на стене слева можно увидеть автомат по продаже билетов.

На этом, пожалуй, рассказ о выставке можно заканчивать. За кадром осталась не только разнородная экспозиция путевой, дорожно-рельсовой и другой специальной техники, но и ряд вагонов. Скажем, из Турции в этот раз приехало несколько любопытных, хотя и принципиально не новых, образцов подвижного состава. И ещё я совсем забыл посетить очень экстравагантный высокопольный вагон для ганноверского метротрама.

А потом дело подошло к обеду пятницы, и, по традиции, перед окончанием выставки всех посетителей устно поблагодарили и пригласили приезжать ещё раз — в 2016 году. Посмотрим, что любопытного явит нам индустрия в следующие два года!