December 3, 2014

24 на 7, или как работать транспорту

В прошлом посте про общественный транспорт забыл сделать акцент на одном важном моменте - режиме работы. Возможно это даже к лучшему - получится расписать этот вопрос более детально. ведь речь пойдёт не об обычных городских маршрутах, а о ночных.

Город отличается от деревни тем, что людям обеспечивается свобода передвижения, независимо от наличия личного автомобиля, в том числе и в ночное время. Многие могут справедливо заметить, что было бы неплохо наладить нормальное движение хотя бы в дневное и вечернее время (в Москве это не столь актуально, но в других городах действительно есть проблема уехать после 9 вечера), но это неверная логика - не бывает первоочередных и второстепенных проблем, нужно решать всё комплексно.

Нужно отходить от советских стереотипов, что по ночам все должны спать, сейчас не 17 век, когда ритм жизни был жестко подчинен длительности светового дня. Города живут активной жизнью 24 часа 7 дней в неделю, и именно поэтому нужен ночной общественный транспорт, ведь все процессы в городе взаимосвязаны.

Отсутствие подобных маршрутов выливается в сдерживании экономического роста города - заведениям нет смысла работать по ночам, так как посетители к ним не приедут (хотя они хотели бы). Если нет возможности быстро и недорого добраться до места, то это ведёт к вымиранию большинства улиц в тёмное время суток, а если нет людей, то нет и социального контроля - это просто рай для всяких асоциальных личностей. Зато таксистам ночью сверхприбыль.

Мировой опыт в этом смысле однозначен: любой уважающий себя город имеет ночной транспорт. Конечно, поток пассажиров меньше, но и подвижной состав выбирается соответствующий, плюс этот факт отображается в расписании - маршруты ходят с интервалами 15-30 минут.

В российской действительности мало кто понимает столь очевидные факты, регулярные маршруты есть лишь в Санкт-Петербурге и Москве. Хотя в  СПб маршруты курсируют не каждый день, а лишь в праздники и по выходным с 00.00 до 06.00:
1 и 7 января; в Пасху; с 30 апреля по 15 ноября по выходным и праздничным дням, с учетом развода мостов.

Интервал движения составляет 30 минут.

В Москве же действует 8 маршрутов.

Обе системы далеки от идеала: в СПб чиновники считают, что город по ночам в будни вымирает, и что никто не работает ночью, а в Москве охват маршрутами слишком мал.

Насчёт заполняемости, то, как я сказал выше, подвижной состав подстраивается под это. К примеру, когда я этим летом ехал на ночном троллейбусе (3 ночи), то он был забит:

А в течение прошлых двух недель, по субботам в 4 утра, в среднем было 4-5 человека на автобус:

большой автобус вполне можно было бы заменить микроавтобусом

В работе с общественным транспортом необходимо сначала создать инфраструктуру, после чего уже потянется поток пассажиров. Хороший общественный транспорт генерирует поток, а не наоборот. Если же создать плохую и неудобную для пассажира сеть, то и пользователей не будет, или будет не так много, как хотелось бы. Последний вариант как раз про СПб и частично Москву - если бы сеть охватывала больше районов города, а пересадки были состыкованы, то это привлекло значительно больше пассажиров.

Тем временем, за счёт каждой поездки я сэкономил примерно 600 рублей. Считаю это успехом, ведь по сравнению с такси, я потерял не больше 20 минут времени при выигрыше в цене.

PS Ну и цены на услуги такси упадут, ведь появится конкуренция.
PSS В долгосрочной перспективе это может снизить процент пьяных за рулём.

Поделиться записью:

добавить меня в друзья

А ещё можно подписаться в...

Посты по теме:
Ночной общественный транспорт как роскошь

Каким должен быть городской общественный транспорт?