Как не нужно делать городскую навигацию
Сочи- единственный город в России на моей памяти, который полностью охвачен городской навигацией. С одной стороны, это первый российский опыт, так что наличие ошибок простительно, но с другой стороны, с Сочи могут начать брать пример другие города, поэтому такие ошибки чреваты тем, что их начнут тиражировать по всей стране. Поэтому давайте посмотрим на эту навигацию, и что с ней не так.
Для начала посмотрим на то, что мы имеем. Стелы с картой города:
Навигация добралась и до общественного транспорта, схемы на остановках:
Теперь перейдём к ошибкам. Их много, и все системные.
Основная ошибка в том, что пешеходная и транспортная навигации не учитывают друг друга, хотя должны работать как единое целое. Человек может пойти по указателю на остановке, но на следующем указателе нужной ему точки уже не будет.
Раз системы, по факту две, то и рассмотрим их отдельно.
Навигация на транспорте.
Театр начинается с вешалки, а навигация на наземном транспорте- с названия остановки, в Сочи умудрились не справится даже с этим:
Названия остановок- имя собственное, их нельзя переводить, а нужно использовать транслитерацию. Представим, что к вам походим иностранец и пытается спросить где остановка "Хотел Москва", а вы не носитель английского при этом. Простейшая задача, а шансы на её удачное решение очень малы. Другое дело, если к вам подойдёт человек и на ломанном русском спросит где "Гостиница Москва", тут любая бабушка поймёт о чём речь (кстати, в том числе и поэтому не стоит переводить улицу в street).
Затем, на каждой остановке есть маршрутоуказатель с расписанием для данной конкретной остановки:
Естественно, соблюдается оно так себе, но это уже другой вопрос.
Плюс, на каждой остановке есть схема с картой города и маршрутами:
На них показаны абсолютно все маршруты города, а не для этой конкретной остановки. С одной стороны, это позволяют полностью спланировать маршрут с пересадками, но с другой, это очень сильно утяжеляет схему, работать с ней очень проблематично:
Как можно было заметить, на схеме используются цветовые линии. Думаете, так показываются маршруты, едущие до одних и тех же конечных? Нет, это юридическая принадлежность маршрута:
Уточню, что обычному пассажиру на это всё равно, ему главное доехать, а не знать, чьи это маршруты.
Но зато на этих схемах есть 3Д модели зданий, что немного упрощает ориентирование. Запомните этот момент, дальше он пригодится.
Стеллы у остановок я особо не тестировал, но стрелочки меня уже пугают, куда мне идти, чтобы дойти до цирка, вперёд или назад?
Никакой двойной трактовки в навигации быть не должно, иначе такие указатели только порождают проблемы, а не решают их.
Тут три основных проблемы: реклама, POI и карты.
Если вы хотите сделать хорошую навигацию, то в приоритете у вас должна быть именно она, а не желание заработать. В Сочи этого, видимо, не знают, потому что на навигационные элементы щедро наносят рекламу:
Указатель, полностью состоящий из рекламы? Легко:
Конечно, это никуда не годится. Человек пытается что-то найти, а ему вместо этого подсовывают рекламу. При том ладно, если бы она была меньше по размеру и не кричащей, чтобы не отвлекать на себя внимание, но нет, тут всё наоборот. Использовать же элементы целиком для рекламы- это вообще саботаж всей системы.
Вторая проблема связана с Points of Interests, на русском это будет звучать примерно как точки притяжения. Логика просто, площадь элемента физически ограничена, поэтому на него нужно наносить самое важное, запросы 100 человек, которые ищут жд вокзал важнее, чем 2 человек, которые ищут банкомат. И, соответственно, информация должна выводиться по приоритету востребованности. Но в Сочи с этим явно какие-то проблемы, ибо указывать на подземный переход само по себе глупо, да и поющие фонтаны тоже так себе:
Или писать первыми банкоматы, хотя рынок явно приоритетнее:
Видимо, разработчики до этого составляли только навигацию для трасс, где применяется принцип построение по километражу: первыми идёт то, что ближе, а дальше по удалению. В городе, естественно, такого быть не должно.
Помимо всего прочего, в качестве точек интереса порою вообще отсутствуют названия ближайших улиц. Как такое может быть, я понять не могу.
Карты- особый вопрос любой навигации, именно она, как правило, больше всего нужна пользователю и решает максимальный круг задач, именно поэтому при разработках систем навигации картам уделяется основное внимание. На данный момент, практически все представленные карты в России созданы для автомобилистов. В отличие от пешеходных карт, автомобильные менее детализированы и не учитывают потребности пешеходов полностью. Элементарный пример, на пешеходных картах должны быть отмечены проходы сквозь дома (арки), переходы, чтобы человек мог спланировать свой маршрут по наикратчайшему пути, не наматываю перепробеги. В Москве по этой причине рисовали абсолютно новую карту:
Помимо детализации, карты также имеют масштаб (круг 5 минут ходьбы), 3Д модели зданий, по которым можно ориентироваться, и, что самое важное, у них не закреплён север сверху. Последнее хоть и ставит в замешательство местных жителей, у которых есть карта в голове, где север сверху, но сильно упрощает жизнь туристам и гостям города (проверено на себе и на тысячах добровольцах), а ведь навигация делается в основном именно для приезжих. В Сочи же взяли просто карту у 2Гиса без всего этого:
Да, из того, что есть на рынке, 2Гис больше всего подходит для пешеходов, но уровень детализации всё равно низкий. К Играм могли бы и отрисовать город с нуля, Сочи не такой уж и большой:
ну хотя бы на английском подписать улицы можно было?
Хотя 3Д модели зданий есть на транспортных схемах, могли бы перенести и сюда тоже.
Это лишь самые серьёзные ошибки, помимо них есть множество других проблем, например, с переводом, где-то он есть, а где-то нет:
Или как здесь человеку посмотреть, где он:
В общем, со стороны мэра города, у меня бы возникли большие вопросы к ООО "Рисс":
Но радует, что на время Игр было ещё и олимпийская навигация, надеюсь, гости пользовались в основном ей:
PS специально не касался вопроса дизайна, но с ним тоже всё не есть хорошо.
Посты по теме:
Новая транспортная навигация Москвы: как она работает