Как автомобили захватили улицы
100 лет назад, будучи пешеходом, перейти улицу был легко- вы брали и переходили. Сегодня же, если вам нужно перейти улицу с автодвижением, вы должны соблюдать закон и использовать зебры для этого. При этом, если есть светофор, вы должны дождаться зелёного сигнала.
В случае, если вы просто решите перейти дорогу, вы совершите преступление, за которое полагается штраф. В Лос-Анжелесе, к примеру, за такое придётся заплатить $250.
Сейчас это воспринимается как что-то обыденное, часть повседневной жизни, но на самом деле, это результат довольно-таки агрессивной, но забытой, кампании 1920-х годов, когда группа автопроизводителей и автодилеров сделала автомобилистов владельцами городских улиц.
«На заре автомобилестроения, задачей водителя было объехать тебя, а не наоборот» — говорит Питер Нортон, историк Университета Вирджинии и автор книги «Fighting Traffic: The Dawn of the Motor Age in the American City», «но согласно новой модели, улицы стали местом для машин, а в случае аварии, пешеходы были виновниками» — говорит он.
Одной из причин, почему произошло такое изменение, было создание такого преступления, как нарушение правил перехода улицы (jaywalking). И это история того, как это произошло.
Когда улицы были общественным пространством
В это сложно поверить, но до 1920-х городские улицы выглядели совершенно иначе, нежели сейчас, это были общественные пространства для пешеходов, торговцев, велосипедов, гужевых повозок, трамваев и детей.
«Пешеходы ходили там, где и как им угодно, даже не оглядываясь» — говорит Нортон. В течение 1910-х были попытка сделать переходы-зебры на улицах, но пешеходы их просто игнорировали.
Когда машины начали получать широкое распространение в 1920х, это вылилось в… смерти. В течение первых нескольких декад века, число смертей на дорогах из-за машин резко подскочило.
Большая часть смертей приходилась именно на пешеходов, а не на водителей. В основном, это были дети и люди пожилого возраста.
Общественная реакция на эти случаи смерти, по большому счету, была одна- возмущение. Дело в том, что автомобили тогда рассматривались как роскошь, как яхты сегодня (они даже назывались «прогулочные автомобили»). На улицах их принимали, мягко говоря, плохо. В городах воздвигали целые памятники в честь детей, погибших в ДТП, газеты расписывали аварии в подробностях, иногда напрямую обвиняя водителей. Зачастую, газеты также делали карикатуры, где машины были показаны в роли демонов и убийц.
До того, как правила дорожного движения вступили в силу, суды принимали решения, что виновниками аварий были именно автомобилисты, которых признавали виновными в непредумышленном убийстве, независимо от обстоятельств дела.
Как машины стали хозяевами улиц
Со слов Нортона, поворотный момент наступил в 1923 году, когда 42 000 жителей Цинциннати подписали петицию о скоростном режиме в 25 м/ч на территории города. Местные автодилеры были в ужасе, они сразу же стали отправлять письма каждому владельцу автомобиля в городе и убирать рекламу против данной меры.
Эта новость дала понять заинтересованным авто группам, что если они не начнут действовать, то продажи автомобилей начнут падать.
В ответ, автопроизводители, дилеры и разного рода группы энтузиастов начали работать над тем, чтобы легально пересмотреть улицу — так, чтобы пешеходы были ограничены, а не автомобили.
Вообще, идея о том, что пешеходы не должны ходить где им вздумается, была высказана ещё в 1912 году, когда в Канзас Сити впервые были оборудованы пешеходные переходы, но в середине 1920-х, авто группы начали кампанию, чтобы перенести этот опыт на национальный уровень.
В частности, автомобильная промышленность взяли под свой контроль ряд совещаний, созываемых Гербертом Гувером (тогда секретарь Торговой Палаты), чтобы создать специальные законы, которые бы использовались по всей стране. Важнейшей частью этих законов было как раз обязательство переходить улицы только по переходу и на нужный сигнал, говорит Нортон.
Осмеивание нарушителей
По мере ввода законов, автопроизводители столкнулись с проблемой: ни в Канзас Сити, ни в других городах, пешеходы не соблюдали правила, полиция и суды также редко признавали их. Для того, чтобы решить эту проблемы, автоиндустрия применила несколько стратегий.
Одной из них была попытка сформировать освещение новостей дорожно-транспортных происшествий. Национальная автомобильная торгово-промышленная палата (группа автопроизводителей), создала бесплатный сервис для газет: журналисты отправляли основные детали дорожно-транспортного происшествия, взамен они получали полную версию статьи для печати на следующий день. Эти статьи, напечатанные для широкого круга лиц, переложили вину за несчастные случаи на пешеходов, чтобы все поняли важность новых законов.
В это же время автомобильная ассоциация США начала спонсировать школьные программы и печать постеров, цель которых была повысить безопасность движения, то есть быть подальше от улиц. Часто, в рамках кампаний, также высмеивались дети, которые не соблюдают правила: в 1925 году, например, сотни школьников Детройта смотрели «судебное разбирательство» двенадцатилетнего ребёнка, который пересек улицу небезопасно, и, как пишет Нортон, жюри- сверстники приговорили его к чистки школьной доски на неделю.
Всё это было частью финальной шага — стыда в процессе приучения пешеходов соблюдать дорожные правила: «насмешки своих сограждан гораздо эффективнее, чем любые другие средства, которые могут быть приняты» сказал E.B. Lefferts, глава Автомобильного клуба Южной Калифорнии, в 1920 году. Нортон сравнивает эту кампанию с кампанией по борьбе с наркотиками 80-х и 90-х годов, в которой употребление наркотиков было изображено не только как опасный, но глупый поступок.
Автокомпании пролоббировали политику по публичному осмеиванию нарушителей свистом и криком на них, когда это делали вместо того, чтобы спокойно выговорить или оштрафовать их. Они организовали кампании по безопасности, в которых актеры, одетые в одежду 19-го века, или клоуны, переходили улицу незаконно, что означало, что такое поведение устарело и глупо. В 1924 в Нью-Йорке, в рамках кампании за безопасность, клоун прошел перед медленно едущим Model T, который протаранил его несколько раз.
Эта кампания также объясняет термин, который был дан для пешеходов-нарушителей — jaywalking. В то время, слово «jay» означало «дурачок», или «деревенщина», то есть человек, который не знает, как нужно вести себя в городе. Изначально, этот термин употребляли только автосторонники, и оно считалось чуть ли не ругательным, поэтому пешеходы ответили тем же, и начали называть водителей «jay driving».
Но со временем, термин jaywalking прижился и стал писаться слитно. Сейчас это обычное слово и используется в повседневной жизни и в документах, jay driving же постепенно вышел из обихода. А зебры, светофоры и улицы для машин до сих считаются нормальным явлением в большинстве городов мира.