January 22, 2015

Как застраивать города?

Застройка города- основополагающий момент городского развития, от того, как будет застроена территория, зависит если и не всё, то очень многое, начиная от транспортных вопросов, заканчивая соседскими отношениями. Писать об этой теме можно в разных ключах, можно рассматривать исключительно с точки зрения домов, или улично-дорожной сети и так далее. Я постараюсь рассказать о своём видении этого вопроса комплексно, в рамках одного поста.

Но для начала, предлагаю посмотреть на то, что у нас есть сейчас. Практически в каждом городе есть центр, как правило, исторический, с мало или среднеэтажной компактной застройкой, небольшими улочками, точечной застройкой, в общем, красной линией домов, которые выходят непосредственно на тротуар и так далее.

Ещё у нас есть остальные районы, застроенные либо во времена СССР, либо позже. Опять же, как правило, в этих районах мы не имеем чёткую линию домов вдоль улицы, потому что дома стоят либо в отдалении, либо в случайном (с точки зрения обывателя) порядке, улично-дорожная сеть не развита, много пустого пространства и так далее.

Где находится большинство кафешек и просто точек притяжения? где больше всего гуляет людей? Какое из двух мест вы бы выбрали, чтобы провести свободное время? Больше чем уверен, что всё-таки центр. Почему?

Во-первых, улично-дорожная сеть (УДС). Чем она насыщеннее, тем меньше перепробегов и легче с доступностью объектов. И речь не идёт только об автомобилях, это в целом хорошо для городской мобильности, и в первую очередь для пешеходов, потому что для них расстояние и сама инфраструктура передвижения- больной вопрос.

Вокруг УДС формируется застройка. В исторических районах, это в основном небольшие кварталы, что хорошо, ведь тогда перепробеги и расстояния между объектами минимальны:

слева- автомобильноориентированная застройка, справа- пешеходная

В старых районах улицы небольшие, ибо застраивались они либо в доавтомобильную эру, либо на ранних этапах её развития. В итоге эти улицы намного приятнее тех, что были построены позже, но почему? Ответ прост- чем больше дорога, тем больше машин, чем больше машин, тем меньше места для пешеходов. Плюс, из-за широких дорог больше шума, пыли, её сложнее пересечь- всё вместе формируют плохую городскую среду для пешеходов и всех вокруг. Именно поэтому небольшие улицы, на которых можно сесть и поговорить, не отвлекаясь на шум и грязь от машин, или которые можно без труда пересечь там, где тебе удобно- приятнее для людей. В настоящее же время мировая практика такова, что в городской среде не принято строить улицы больше 4 полос (2+2)

старое- приятное

новое- не очень

Для комфортной городской среды, а также с условием того, что улицы- это общественные пространства, нужно, чтобы застройка была не в глубине улицы, а шла вдоль неё, формируя красную линию. Именно поэтому квартальная застройка наиболее подходит для города. Дело в том, что это позволяет чётко разграничивать общественное и частное пространства. Улица- общественное, то, что внутри квартала- это личная территория жильцов. Такое разграничение позволяет уменьшить нигилизм жильцов, которые зачастую считают, что всё, что за порогом их квартиры- не их дело. Такое как раз распространено в наших микрорайонах, когда вроде как двор- твоя территория, но одновременно это и двор для трёх других домов. Если сложно понять чьё это, то и беречь и использовать эффективно вроде как не надо (это хорошо доказывает институциональная экономика).

С другой стороны, когда вдоль улицы идёт линия домов, то легче выстроить активность первых этажей, что является залогом успешного эксплуатирования улицы как общественного пространства. Логика просто, если точка притяжения идёт вдоль тротуара, то куда больше шансов, что в неё кто-нибудь зайдёт (осознано или случайно), а там где люди, там и бизнес.

структура тротуара- общественного пространства

слева как не надо строить, справа- как надо

В случае же микрорайонного типа застройки, дома часто находится либо в удалении от улицы, либо вообще стоят где- то в глубине микрорайона. Поэтому в наших мкр очень мало тех же магазинов и кафе: как правило, открывают либо самое необходимое (аптека, продуктовый), куда люди точно пойдут, либо там, где большой поток людей (например, у метро).

Ну и конечно же, входы в здания должны быть на уровне земли, все эти лестницы и тому подобное- нежелание делать для людей и только.

Помимо прочего, квартальная застройка позволяет строить компактно, с высокой плотностью. Первоначально может показаться, что это неправильно, но это не так. За счёт высокой плотности добивается компактность города, когда до нужной точки не 10 километров, а, условно, 3. За счёт этого улучшается пешая и велосипедная доступность большинства объектов. К примеру, сравните с этой точки зрения старый район Москвы и новый (масштаб одинаковый):

старый

новый

Более того, большие пустые пространства (пустыри) негативно воспринимаются человеком. Пустое пространство хочется быстрее покинуть, при этом, люди интуитивно пытаются пройти его поближе к домам или иным объектам.

А теперь подойдём к тому, что строить, то есть функционал, этажность и эстетика зданий.

Во всём нормальном мире давно отошли от концепции исключительного зонирования (спальный район/деловой район), потому что они порождают концентрированную массовую маятниковую миграцию внутри города (утром весь район едет на работу, вечером обратно), что в свою очередь приводит к тому, что днём спальные районы вымирают- все работающие люди выезжают из него, а вечером все сидят по домам и отдыхают. Также, только наоборот, с деловыми районами. Это ещё один момент, почему там сложно развивать бизнес. Плюс, это снижает уровень безопасности из-за малолюдности как днём, так и в вечерне-ночные часы.

Именно поэтому застройка должна быть смешанной, когда идёт, условно, жилой дом или квартал, а за ним офисный квартал, или торговый дом и типа того. В этом случае получится ослабить маятниковую миграцию, или, как минимум, "размазать" её по городу, чтобы она была более-менее равномерной, также районы не будут вымирать. Помимо этого, это шаговая доступность объектов, что не провоцирует пользоваться постоянно машиной (зачем? тут пешком 5 минут/ на велосипеде 2 минуты до нужного магазина/работы).

Второй важный момент в зданиях- этажность. По идеи, чем выше цена земли, тем выше дома- так застройщики реагируют на спрос, но это не значит, что город не должен контролировать эту сферу. Общепринято застраивать территорию среднеэтажными домами (примерно до 6-7 этажей). Ян Гейл аргументирует это тем, что при такой застройке возможен визуальный контакт человека в здании с улицей и наоборот, то есть здания не превращаются в обезличенные железобетонные коробки. Я же не столь категоричен, и считаю, что максимальная этажность- 8 этажей. Дело в том, что чем выше дом, тем больше нагрузка на инфраструктуру города, кроме этого, в больших домах-муравейниках пропадают добрососедские отношения, ведь запомнить всех становится элементарно трудно. Многоэтажные же российские джунгли ещё аукнутся нашим городам.

Но и в малоэтажное строительство тоже не следует уходить. Во-первых, расширение города негативно сказывается на транспорте, ведь если город компактный, ты легко и быстро можешь добраться пешком/на велосипеде, но если ехать километров 20-30, то ты скорее выберешь машину. Поэтому город должен быть плотным, а не расплывчатым. Во-вторых, с нашим климатом города не потянут прокладку центральных коммуникаций к каждому дому, да и на дорогах можно будет разорится. В-третьих, такая плотность делает вопрос организации общественного транспорта крайне
сложным и дорогим, что опять же приводит человека к необходимости покупки автомобиля.

такого счастья нам не надо

Вообще, навязывание спроса на малоэтажное жильё- хороший маркетинговый ход, как и вся "американская мечта".

С эстетической точкой зрения всё сложнее, каждому нравится своё, но могу сказать точно, что нельзя строить привычные нам панельки. Это страх, ужас, тлен.

Дело в том, что панельное домостроение позволяет строить быстро и дёшево- это же конструктор лего, только кубики побольше. Весь мир этот страх не строит уже давно, мир отошёл от понятия типовых домов в пользу типовых конструкций, из которых, в свою очередь, можно также быстро и недорого построить дом, но дома будут разными и с точки зрения формы, и с точки зрения функционала. Например вот:

Тюмень

Тюмень

Тюмень

Македония

Словения

Голландия

Ну и так далее, иными словами, можно и коммиблоки, но нужно идти в ногу со временем, а не строить говно из прошлого века.

Таким образом, можно сказать, что город должен застраиваться квартально (считай плотно), смешанно, среднеэтажно и с хорошей сетью улиц.

Однако, не стоит возводить это в максимум. Главный принцип всего и вся в городе- человек. Поэтому, застройка должна быть такой, чтобы человек мог найти то, что нравится именно ему, перечисленные же выше пункты должны относится к массовой застройке, но такого, что с завтрашнего дня мы не строит дома выше 5 этажей и точка быть не должно.

добавить меня в друзья

Советую также подписаться:

Подборка постов про застройку города