Город, дружелюбный к детям
Дружелюбная к детям среда — обязательный пункт в планах развития мегаполисов Западной Европы и США. Сам термин child friendly city (CFC) впервые прозвучал на 2-й конференции ООН по населенным пунктам в 1996 г. В основу концепции дружелюбного города легли принципы Конвенции ООН о правах ребенка. За их соблюдениемв городах, подписавших меморандум, следит ЮНИСЕФ —Детский фонд ООН. В этом меморандуме ребенок предстает полноценным гражданином, у которого есть свои требования к городу — социальные, культурные и политические.
Надо сказать, детские потребности не так очевидны, как может показаться. Согласно исследованиям, в развитых странах дети чаще жалуются, что им скучно, негде играть, они ощущают себя ненужными. Парадоксально, но в бедных государствах, напротив, дети прекрасно себя чувствуют: самые высокие показатели счастья исследователи обнаружили в трущобах Бенгалуру и далеко не самом фешенебельном районе Буэнос-Айреса. Иными словами, большие городские бюджеты не гарантируют, что детям будет в городе уютно.
ЗАЧЕМ НУЖЕН ДРУЖЕЛЮБНЫЙ ГОРОД?
Между освоением окружающей среды и социализацией ребенка существует устойчивая связь. Удобный открытый город учит самостоятельности. Ребенку, который рос в таком городе, проще самому определить свое место в обществе.
Под детьми в концепции дружелюбных городов подразумевается широкая возрастная группа — от 0 до 18 лет. Однако в зависимости от города некоторые подгруппы нуждаются в большей дружелюбности окружающего пространства. В Москве, например, самые уязвимые возрастные категории — это дети до 3 лет и подростки; городская среда их практически игнорирует.
Хотя каждый муниципалитет, урбанист и архитектор по-своему понимают принципы CFC, ряд важных установок в том или ином сочетании остается неизменным. Кратко их опишем:
Важный элемент дружелюбного города — возможность детям передвигаться по району самим, без взрослых. Главное препятствие для независимой мобильности — автомобили.
Чтобы дороги в жилых зонах были безопаснее, используют метод успокоения движения.
Современные дети все меньше передвигаются по городу самостоятельно. Основная причина — автомобильное движение. Так, в Великобритании число детей 7–8 лет, которые самостоятельно ходили в школу, с 1971 по 1990 гг. упало с 80% до 9%.
Эти данные созвучны исследованию школ искусств Восточного административного округа Москвы, проведенного МИСКП в 2014 г. Хотя дорога от дома до школы у 85% учеников занимает не более 30 минут, детей, как правило, провожают родители. Подавляющее большинство взрослых уверены, что ребенка до 12–13 лет надо обязательно сопровождать — слишком опасно на дорогах.
Поддерживать независимую мобильность помогает создание прогулочной среды. Для этого, во-первых, планировщики повышают внимательность водителей — с помощью лежачих полицейских и других препятствий. Во-вторых, применяется метод успокоения движения — тормозящие изгибы дороги, тупиковые улицы, которые нельзя использовать для объезда, и т.п. Наконец, оптимизируются правила движения. Например, в Дортмунде, который считается образцовым городом в плане детской политики, знак «Осторожно, дети» предполагает снижение скорости до 6 км/час (в России — до 20 км/час).
КУЛЬТУРНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
Город, дружественный детям, на практике означает город, дружественный семьям. В нем учитывается, что занятия членов семьи должны сочетаться в пространстве района.
Дорожная расцветка на детском маршруте может в игровой форме учить правилам дорожного движения — как в голландском Леувардене
Один из способов достичь пространственной сочетаемости семейных занятий — создание составных маршрутов. Например, для родителя путь от точки А до Б нужно состыковать с интересными для ребенка точками В, Г, Д, между которыми можно передвигаться самостоятельно. В таком случае важно, чтобы, допустим, школа, бассейн, кружок и детская площадка располагались неподалеку друг от друга, а между ними были проложены безопасные удобные маршруты. Ребенок сможет самостоятельно играть и ходить на занятия, а взрослому не придется отвозить его в середине рабочего дня в другую часть города.
Кроме того, дружелюбный для ребенка район предполагает наличие мест, интересных и детям, и родителям: кинотеатров с семейным репертуаром, кафе с детскими меню и развлечениями и т.п.
Концепцию дружелюбного города трудно представить без свободной игры, free play. Ключевой элемент свободной игры — это спонтанность.
Нестандартные площадки для свободной игры не обязательно затратны в изготовлении
Идея free play не означает, что площадки не должны быть огорожены. Это такая игра, которую ребенок начинает сам, интуитивно, обычно тогда, когда ему перестают говорить, что делать.
Для развития свободной игры важны материалы и пространства, которые дети могут использовать многовариантно. В этом смысле игра с палочками и камушками заключает в себе больше возможностей, чем оборудование, функции которого четко предписаны. Стандартизированные детские площадки плохи тем, что, во-первых, быстро надоедают детям, а во-вторых, рассчитаны на узкую возрастную категорию (0–3, 3–7, 7–12 лет). А ведь детям полезно общаться вместе, не го-воря уже о том, что некоторые родители приходят на площадку с детьми разного возраста. Наконец, хотя стандартизация преследует цель снизить риски, на практике травматизм остается примерно на одном уровне — и связан он главным образом с тем, что дети используют оборудование не по назначению.
В городе, дружелюбном для детей, у ребенка есть голос. Это значит, он может высказывать свое мнение о решениях, которые влияют на его жизнь.
Дети могут подсказать, как сделать город лучше: например, идею мокрых зон на площадках можно подсмотреть на их рисунках
Для того, чтобы у ребенка могла возможность участвовать в собственной судьбе, нужно развивать механизмы, которые позволят систематически включать детей в политическую дискуссию.
Политическая вовлеченность ребенка — это не просто реализация прав, но и эффективный инструмент анализа городского пространства. Например, детские впечатления от городской среды могут стать источником ценной информации для урбанистов. Так, Вячеслав Глазычев еще в 1980-х гг. использовал детские рисунки для составления ментальных карт Набережных Челнов. Обратив внимание на то, что дети всюду дорисовывают фонтаны, исследователь предложил соответствующим образом благоустроить дворы.
Такой подход был использован в Чебоксарах и других городах. Сейчас, 30 лет спустя, уже очевидно, что детские рисунки не обязательно понимать буквально. Достаточно исходить из того значения, которое может заключать в себе игра с водой, и создавать, например, площадки с детскими водокачками или мокрой зоной.
Едва ли не главная причина, по которой родители отказывают детям в свободе игры и перемещения — это страх за их безопасность. Зачастую он преувеличен.
Деревья - лучшая игровая площадка, на которой дети учатся оценивать риски (источник фото)
Культура страха — термин, который ввел эксперт по CFC Тим Гилл, автор книги «Без страха. Как взрослеют в обществе, где стараются избегать риска». Его тезис заключается в том, что есть два подхода к городской среде: стремление максимально обезопасить окружающее пространство и оценка рисков и преимуществ. Первый путь в конечном счете заводит в тупик, потому что мешает развиваться детской самостоятельности.
Второй подход требует различать хорошие и плохие риски. Хорошие — те, которые ребенок может оценить самостоятельно (могу ли я забраться по этой стенке так высоко). Плохие — те, что может оценить только специалист (выдержит ли стенка сразу 10 детей).
Создавая дружелюбную среду для детей, нужно стараться, чтобы плохих рисков было меньше.
Зачастую это требует небанальных решений, которых взрослые стараются избежать, чтобы обезопасить себя от возможных юридических последствий. Гилл описывает ситуацию, когда было предложено запретить посещение бассейнов детьми без сопровождения взрослых. Это решение опротестовали, взвесив риски. Риск утонуть в бассейне, где постоянно присутствует инструктор, гораздо ниже, чем риск утонуть в водоеме, не умея плавать. Так как многие дети перестали бы ходить в бассейн в связи с новыми правилами (взрослым некогда сопровождать ребенка или слишком дорого платить за дополнительный абонемент), предложение отклонили.
КАК РАЗВИВАЕТСЯ КОНЦЕПЦИЯ CFC В РОССИИ?
Число проектов, ориентированных на улучшение городской среды для детских нужд, в России растет. В 2007 г. меморандум с ЮНИСЕФ подписало правительство Москвы. На 2014 г. к проекту присоединились еще 17 городов. Правда, здесь есть некоторая странность, поскольку офиса ЮНИСЕФ CFC в России с 2012 г. не существует, а инициатива вроде бы есть.
В чем состоит участие российских городов? Как правило, все ограничивается административным уровнем. Это противоречит, например, передовому скандинавскому опыту, где CFC основывается на низовых локальных инициативах. Пока в России городские администрации проводят мероприятия, на которых школьники, например, высказывают свое мнение о городских изменениях. Проводятся конференции для родителей и педагогов. Существует даже рейтинг городов, доброжелательных к детям. Первые три места занимают Петрозаводск, Москва и Новокуйбышевск. Правда, критерии оценки вызывают сомнения: учитываются количественные показатели (сколько детских площадок)
вместо качественных (какие это площадки).
Счастливые исключения, где дело идет дальше административных инициатив, — ряд крупнейших мегаполисов, и в первую очередь Москва. Здесь уже несколько лет работает организация «Город-друг», активисты которойпроводят семинары, пропагандируют концепцию CFC и свободную игру, организуют развивающие семейные мероприятия.
Проводятся разовые мероприятия. Например, в КЦ ЗИЛ ежегодно организуется городской лагерь, в котором недавно появилась смена «Урбанистика» — детей учат думать о городе и реализовывать собственные проекты. Создатели программы отмечают, что некоторые задумки удивляют масштабом и продуманностью — например, на презентации итоговых проектов было предложено не просто сделать Моховую пешеходной улицей, но и изменить городской ландшафт, выпустив реку Неглинку из трубы.
Существует ряд постоянных площадок, отвечающих принципам дружественного детям города. Это различные кафе вроде «МумиКафе», образовательные клубы («Зеленая школа»), музейные программы (кружки ГМИИ им. Пушкина), центры досуга (КЦ ЗИЛ) и т.п. Действуют более 50 торговоазвлекательных комплексов с детскими развлекательными зонами.
С КАКИМИ ПРОБЛЕМАМИ СТАЛКИВАЕТСЯ КОНЦЕПЦИЯ CFC В РОССИИ?
Проекты, ориентированные на детей, и учреждения, работающие с детьми, встречают целый ряд трудностей:
- Бюрократия. Исследование «Территория культуры» показало, что в глазах сотрудников учреждений, работающих с детьми, государство выступает как инстанция, которая все время, чего-то требует (справок, отчетов, льготных мест, теоретически обоснованных программ). И в лучшем случае ничего не дает взамен, а в худшем — действует деструктивно (лишает помещения, сокращает ставки и т.п.).
- Государственные и частные инициативы плохо скоординированы. Например, существуют трудности в налаживании сотрудничества со школами, детскими садами и другими государственными учреждениями. Учреждения зачастую не разрешают распространять информацию о различных
кружках, поскольку они организуются на коммерческой основе (хотя во многих случаях это всего лишь микроинициативы с символической прибылью). По той же причине руководители районных библиотек отказывают в предоставлении своих помещений различным группам и проектам, опасаясь проблем с вышестоящими инстанциями.
- Глобально большинство проблем связаны с отсутствием ясной и цельной государственной стратегии, предусматривающей практические способы взаимодействия с частными проектами. Пока такой стратегии нет, госучреждению проще воздержаться от любой активности, потому что нет четких критериев, например, что такое «микроинициатива с символической прибылью».
- Остро стоит проблема нехватки информации — особенно за пределами центра Москвы. Люди зачастую не знают, какие платные и бесплатные услуги существуют в их районе. ЖКХ не разрешают размещать информацию на досках объявлений у подъездов безвозмездно для частных инициатив.
На основе презентации Московского института социально-культурных программ