Социалистический утопизм в отдельном микрорайоне
Хотел бы немного разбавить серию обзорных постов про Лондон рассказом об одном интересном микрорайоне города- Барбикан, который когда-то строился как утопический современный город в городе.
01. Небольшой исторический экскурс: раньше на этом месте был форпост, откуда и идёт название «Барбикан», сторожевая башня (для обозначения сторожевой башни в русском языке чаще используется слегка модифицированная версия слова — Барбакан). До сих пор в Барбикане сохранились развалины городской стены времён древнеримской оккупации:
02. До Второй мировой войны в этом районе располагались небольшие мастерские и склады. В 1940 году Барбикан был полностью разрушен в результате немецких бомбардировок с воздуха, уцелело немногое:
03. После войны было решено построить здесь современный жилой район с образовательными учреждениями, культурным центром, внутренними садами и необходимой хозяйственной инфраструктурой. В послевоенные годы столица Великобритании ощущала серьёзную нехватку жилья, а на месте Барбикана можно было создать целый современный город, из которого позднее выросли социалистические города-сады, а также современные градостроительные структуры, в целом основанные на идее социалистического утопизма:
20 ноября 1972 года- дата закладки
04. В результате расчистки разрушенной в ходе войны территории возникла возможность создать в центре Лондона микрорайон на 6 500 жителей, в котором были бы воплощены последние достижения современной архитектуры и техники:
05. На этом моменте сделаем важную пометку. Примерно в это время в профессиональной среде появляются идеи создания микрорайонов- эдаких островов безопасности для людей, в периметре которого можно безопасно передвигаться, а выходить наружу вроде как не обязательно- всё есть под боком. Почему выходить из микрорайона не следует? Всё просто- там, по замыслам специалистов тех лет, начиналась территория машин, в то время как внутри клетки микрорайона господствовал пешеход. Именно поэтому в Барбикане нет дорог- они на уровне земли, а тротуары и дома- выше:
06. Улица нормального человека и Барбикан:
07. Слева социалистический город-рай, справа жуткая капиталистическая улица:
08. К счастью, мир вовремя одумался и перестал строить микрорайоны ещё в конце прошлого века, вернувшись обратно к привычной застройке, одновременно отказавшись от доктрины "улица для машин" в сторону "улица для людей". Но Барбикан построить уже успели:
09. Всего комплекс насчитывает 14 домов средней этажности и 3 высотных башни, все имеют собственные имена:
11. В Барбикане впервые появились малогабаритные квартиры, небольшие кухни и лёгкая мебель:
12. Образ массива делали в популярном тогда стиле брутализма, по периметру квартала были построены стометровые жилые дома, на верхних этажах которых — озеленённые дворики:
13. Внутреннее пространство дворов:
16. В центре квартала строились низкие дома для семей, также было устроено пространство с каналами и водопадами:
20. Как уже писал выше, особой нужды выходить из микрорайона не было, весь культурно-досуговой комплекс расположен прямо здесь:
25. Как вы уже наверное поняли, так как уровень земли был отдан машинам:
27. Открытые площади ещё ничего:
28. Но в основном приходится передвигаться по галереям:
32. Так как планировка проходов и сами здания расположены совершенно чуждо для интуитивного восприятия, практически везде есть указатели (без них я бы не вышел):
и да, проходы это отдельные улицы
39. Новый переход к бизнес-центру:
42. Несмотря на то, что по задумке вся территория должна быть общей, тут также встречают заборы и таблички "частная собственность":
46. Будут менять стеклопакеты:
Не буду спорить, качество исполнения и проектирования поражает своей масштабностью и продуманностью, чего стоят только водопады и пруды в центре микрорайона. Но проблема в том, что изначальный посыл был неверным- история показала, что микрорайоны- тупиковый путь, что лучше кварталов со смешанной застройкой и небольшими улицами пока ничего не придумали. Данный комплекс наглядно доказал как минимум мне, что жить в таких условиях противоестественно. По сравнению со стандартными улицами, встретить гуляющего тут человека практически невозможно, ибо эти коридорчики не воспринимаются как общественное пространство, это транзитные пути, которые хочется побыстрее покинуть. Несмотря на то, что я был в солнечный день, света в проходах крайне мало, что постоянно вызывало чувство тревожности. Отсутствие возможности развить бизнес также даёт результат- для того, чтобы что-то купить нужно идти на обычные улицы, ибо это место для этого не приспособлено и так далее, я даже не хочу представлять, какую маятниковую миграцию испытывает данный микрорайон каждый день, а ведь это не только транспортная нагрузка, это также вымирание территории в дневное время (привет преступность).
В общем, хорошо, что мир отошёл от этого, осталось дождаться, чтобы в России перестали строить по принципам полувековой давности.
Посты по теме:
Один город- два подхода