April 24, 2015

IT и город

Несколько небольших мыслей о происходящем вокруг.

Думаю, сейчас уже мало кого удивишь, сказав, мол, как смартфоны изменили нашу жизнь, но это так. С одной стороны так стремительно, но с другой, так постепенно, что ты не замечаешь изменений, только если что-то собьёт тебя с колеи, и ты сможешь спокойно оглядеться вокруг и понять. У меня так случилось с такси в Москве: до какого-то момента я ими вообще не пользовался- если брать нормальная машину, то выходило дорого, если ловить на улице, то попадались какие-то гивигонщики на полугнилых машинах, в общем лучше-ка я на автобусе доеду или пешком дойду. И все 6 лет, что живу в Москве, было именно так, но буквально за последние несколько месяцев я стал исправно, примерно раз в одну-две недели, вызывать машины.

Что случилось? А просто скачал сначала одно приложение такси ради интереса, проехался, нормальная машина, нормальный русский водитель, Wi-Fi работал лучше, чем в метро и так далее, по деньгам вышло чуть дороже (на 50р), чем когда я ловил тех самых гивигонщиков. В итоге стал пользоваться этим приложением более-менее регулярно.

Потом друг рассказал о другом приложении, сказав, что оно чуть удобнее плюс дешевле. Попробовал- правда дешевле, но качество машин ниже. Как выяснилось, приложение работает не как поиск такси, а как поиск частных извозчиков, то есть машины без лицензии, не жёлтые (и не корпоративные) и так далее, то есть, не надо платить государству и налоговым, поэтому и цена меньше, зато они не могут парковаться на стоянках такси, ездить по выделенным полосам и брать людей на улице, ну и никаких наличных.

Если кто не понял, в первом случае я говорил про израильское приложение Гет Такси, во втором- американский Убер. Яндекс.Такси, которое появилось раньше этих приложений, при том конкретно раньше, я не пользовался, но сравнивал цены и слышал от знакомых, что цена-качество так себе (по состоянию на год назад, как сейчас не знаю).

Появление приложений и открытого рынка привело к тому, что буквально за год-два сфера такси в Москве изменилась до неузнаваемости. Нельзя не отметить и Департамент транспорта, который также в последнее время проводить внятную и правильную политику с такси, но как мне кажется, рынок тут всё-таки сыграл в первую очередь. Конечно, бомбилы с улиц ещё не исчезли окончательно, но их стало гораздо меньше, уровень комфорта для пассажиров вырос в разы, но что самое приятное, из-за конкуренции снизились цены. Нормальное такси наконец-то стало доступно большинству, если тенденция сохраниться, то такси правда сможет стать подобием общественного транспорта в Москве.

И хотя Москва пока только насыщается цифровой начинкой, уже трудно представить себе какую-либо сферу городской жизни, где не было бы IT, начиная с банальной оплаты ЖКХ, заканчивая жалобами в мэрию и электронными референдумами. Главное, как мне кажется, нельзя допускать невидимой руки рынка в виде государства до регламентации и монополизации текущих и возможных сфер, нужно чтобы компании самостоятельно боролись за людей, и в ходе конкуренции, люди получали максимальный сервис за минимальную стоимость.

Интересно, что будет в следующие пять лет в этой области?

PS пост не рекламный, честно, просто делюсь впечатлениями
PSS если у вас ещё не установлены Гет Такси или Убер, то можно их скачать, ввести промо-код GTROLAW в первом, или WXFWZ в Убере, тогда вам придут 500р на первую поездку, и мне приятный бонус)

добавить меня в друзья

Советую также подписаться: