Киевский капвэй
Ещё в далекие 60-е года прошлого столетия в Киеве думали построить монорельсовый транспортный узел, но как это иногда бывает, решили придумать что-то своё, и получилось чудо-юдо под названием капвэй. Капвэй - гибрид трамвая с монорельсом, который должен был заменить трамвайные системы на левом берегу и соединить его с центром города. Бывший мэр Киева Омельченко очень интересовался этим проектом и посещал экспериментальную площадку Капвэя, но эта задумка пылится на полках архивов в мэрии и по сей день. Проект активно разрабатывался и пиарился в начале 2000-х за счёт бюджета.
Несколько лет назад люди, которые ещё помнили о монорельсе, решили узнать, что же с ним сейчас происходит. Запрос к Гостомельским властям (испытательный полигон находится в 15-20 минутах езды на маршрутке от киевской станции метро Академгородок) ничего не дал- они и знать не знали о Капвэе на территории своего города. В итоге он все же был обнаружен киевскими велотуристами, и что самое удивительное, был в отличном состоянии, потому что охранялся и охраняется до сих пор:
На территории можно увидеть площадку для посадки-высадки пассажиров с электрощитовой под ней, будку охраны, собственно саму рельсовую дорогу с вагончиком Капвэя и макет поезда. Ранее там был забор с элементами нержавейки и медная обмотка вдоль трассы, но они кому то понадобились и их взяли без спроса.
А ведь по проекту, его хотели даже использовать как кольцевую транспортную ветку вокруг Киева:
- на разработку монорельса и вагона было потрачено 11 лет и более 4 000 000 долларов
- длина трассы монорельса около 300 метров
- бывший владелец компании-разработчика Капвэя находится в международном розыске из-за проблем с законом
От себя хотел бы добавить, что из всех видов общественного транспорта, монорельс, пожалуй, самый неэффективный: его провозная способность крайне небольшая, а строительные и эксплуатационные затраты крайне высокие. Так, московский монорельс можно было смело заменить современным трамваем, при том стоило бы это значительно дешевле, но при Лужкове важнее было сделать в Москве дорогую игрушку.