Как преобразовать город: 10 шагов
Вы думаете, что ничего не происходит, но это не так. На самом деле, прямо сейчас, городам всего мира брошен вызов в плане обустройства городского пространства под человека. Тут всё просто, какой город лучше обустроит общественные пространства комфортно для горожан, тот и будет выигрывать в гонке за самый ценный ресурс - человека.
И вот подборка из 10 шагов, которые необходимо сделать, чтобы не остаться в аутсайдерах.
01. Улица как общественная зона
Всё довольно просто, проектируя улицы, нужно понимать, для кого вы их делаете: если для машин и трафика, то у вас будут машины и пробки, если для людей - улицы станут площадями с людьми.
Сейчас же у нас подавляющее большинство улиц представляют из себя транзитную зону из чистого асфальта, человеку там даже присесть негде, а если скамейка и есть, то сидеть в метре от пробки мало кто захочет, поэтому улицы в городах пусты.
02. Многофункциональные парки и скверы
В таких общественных зонах, как парки и скверы, должно быть много разных форм активностей, чтобы максимально удовлетворять запросам горожан, чтобы каждый мог найти там что-то для себя. В свою очередь, чем больше людей будет привлекать парк, тем безопаснее там будет, и тем выгоднее можно будет использовать парк как бизнес площадку (еда/развлечения). Но тут, конечно, нужен баланс. Нельзя превращать природный парк в парк аттракционов и место скопления шашлычных и пивнушек. Сделать это вполне реально, парки Москвы это легко подтверждают.
Создавая неформальные ярмарки и мини-рынки в городе, вы не только будете способствовать развитию мелкого бизнеса, но также будете развивать торговлю в целом, улучшая качество обеспечения населения, и развивать пешеходную мобильность.
Конечно, всё это должно быть не в виде торговли на коробках непонятно кем и непонятно чем, всё должно быть цивильно и под контролем. Создав условия приемлемого уровня для уличной торговли, также получиться улучшить ситуацию с нелегальными торгашами.
04. Стройте здания, которые будут развивать пространство
Здания- неотъемлемая часть улицы, магазины/кафе/рестораны на первых этажах в значительной мере и формируют улицу, её вид и функционал. Поэтому необходимо строить таким образом, чтобы способствовать правильному развитию зданий. Как минимум, необходимо делать функциональными первые этажи зданий на уровне земли:
Кроме этого, здания должны вносить в городскую среду разнообразия, но тут спектр возможностей зависит от фантазии и средств:
05. Через улицы к здоровью людей
У горожан есть потребности, которые город обязан решать. Это канализация, вода, электричества, но кроме всего прочего - это доступность здоровой пищи, безопасности и комфорта.
Поэтому необходимо проводить социальные фестивали, где люди могли бы с одной стороны купить здоровой пищи, а с другой, поучаствовать в развитии своего города и района. Такой подход поможет побороть общественный нигилизм и поспособствуют организации местных сообществ, на которые в будущем город сможет опираться в своей работе.
Во время проектирования обязательно проводить опросы и узнавайте мнения местных горожан - никто кроме них не сможет вам точно сказать, что именно им нужно. Игнорируя этот принцип, считая, что вам знать лучше, вы рискуете построить никому ненужный объект/площадь, который будет пустовать или работать не на полную мощность. Особенно это важно в вопросе благоустройства.
Что было бы, если бы в вашем районе было 10 мест, где вы могли бы проводить время приятно и с пользой? Иными словами, если бы было 10 хороших общественных мест, то каждый житель района имел бы в пешей доступности приятное место для отдыха и работы.
У города должна быть цель, чтобы в каждом районе было как минимум 10 общественных пространств, которыми жители могли бы гордиться.
08. Используйте всеобъемлющий план
Никогда ничего нельзя делать "на глазок", всегда нужны расчёты и исследования вопроса, с общественными пространствами также. Нельзя просто взять, тыкнуть на карту и решить сделать там сквер - такое решение не повлияет на общегородского состояние. К примеру, чтобы преодолеть разрыв между богатыми и бедными, а также чтобы вернуть городские улицы людям, бывший мэр Боготы Энрике Пеналоса создал в городе скоростную автобусную транспортную сеть, чтобы "соединить" город в одно целое, он также ввёл Ciclovía - каждое воскресенье и в праздничные дни, в течение нескольких часов, большинство улиц города закрывают для автомобилей, чтобы люди смогли насладиться ездой на велосипеде, ходьбой, и различными развлекательными мероприятиями на улицах.
Эти события способствовали повышению осведомленности о негативном влиянии автомобильного движения на жизнь людей и города, и были ключевой частью городской программы, чтобы восстановить уличное пространство для пешеходов и велосипедов. Кстати, нечто подобное пытаются сделать и в Москве, но нужны ваши голоса.
Не нужно думать, что у вас всё и сразу получится как надо, несомненно будут ошибку, именно поэтому на первых порах лучше всего использовать принцип "легче, быстрее, дешевле". Иными словами, для начала возьмитесь за что-то лёгкое и попытайтесь изменить это максимально дешёвым и быстрым способом, если у вас не получится, то ничего страшного не случится, зато вы приобретёте ценный опыт.
Также не стоит делать сразу всё капитально, куда лучше сделать временный вариант, и посмотреть, как он будет работать. К примеру, не нужно сразу сужать улицу до 1 полосы, можно для начала оградить одну полосу блоками и посмотреть, как будет вести себя трафик и люди, а уже после решать вопрос о капитальных работах.
Городская администрация должна не только принимать решения "сверху-вниз", но также знать чего и как хотят жители. Если конечная цель управлений, городских учреждений и отделов по развитию делать места, сообщества и регионы более процветающими, цивилизованными и привлекательными для всех людей, то государственные процессы нужно изменить, чтобы отразить эту цель. Это требует разработки консенсуса, городских консультативных процессов, и реформ, все из которых улучшить гражданство и включение.
В городах, где знают про ценность общественного пространства и занимаются их обустройством, местное самоуправление часто непосредственно даже не участвует в реализации, полагаясь на городские общественные организации, бизнес среду и местные сообщества, которые берут на себя инициативу в принятии решений.