Как не утонуть в городе?
Наши города объединяют множество схожих проблем, но, как правило, где-то лучше с одним, но хуже с другим и наоборот. Но есть одна общая болезнь, которая одинаково запущена как в Москве, так и в Омске - проблема водоотвода. Как правило, после каждого дождя в новостях идёт отдельный сюжет, как какие-то улицы затопило, и как бедные автомобилисты плавают, хотя, на самом деле, от осадков страдают абсолютно все.
Неужели ничего с этим нельзя сделать?
Градостроительные советские (и соответственно российские) регламенты предполагают наличие на улице только одного вида ливневой канализации, каждый из нас её видит регулярно, вон она, в нижнем правом углу:
Расположены решётки далеко друг от друга, да и сама система характеризуется как тяжёлая - ведь решётка это только верхушка айсберга, под которой скрыты колодцы и огромные трубы:
Строить такие дорого и долго - приходится в прямом смысле раскапывать всю улицу.
Иными словами, вся вода, которая льётся сверху, должна стекать в такие колодцы, которые расположены в сотнях метрах друг от друга. Вода, при этом, течёт по поверхности к ним, смывая не только всю грязь, но, порою, и людей. Если добавить к этому факт, что наши дорожники не отличаются способностью делать ровные дороги и делать правильную разуклонку улицы, то становится совершенно ясно, почему на некоторых улицах лужи в принципе не исчезают даже в период засухи.
Во-первых, чтобы люди не мочили ноги и их не поливала каждая проезжающая машина, нужно... сократить путь воды до ливнёвки. Гениально, не правда ли?)
Но тут всё довольно сложно. В идеале, каждая водосточная труба здания должна сразу уходить в ливневую канализацию. Ничего сложного тут нет, во всём мире это освоили давно:
Но в принципе, было бы неплохо хотя бы просто делать желобки с решёткой от труб в сторону дороги, вода уже польётся не через ботинки людей, а под тротуаром:
Но тут возникает проблема, что вода с домов и тротуаров, попадая на дорогу, возвращается обратно в виде брызг и волн от машин. При этом, есть шанс окатить человека с головой. Согласитесь, тоже неприятно. Тут тоже можно особо не мудрить, и сделать решётки вдоль всего тротуара, как в Нижнем Новгороде:
Такое, правда, всего на одной улице
Вроде ничего сложно в этом нет, но эффект будет виден сразу. Кроме этого, зимой на тротуарах будет намного меньше наледи:
Во-вторых, постепенный отказ от водопроницаемых материалов в пользу асфальта и бетона в прошлом сделал своё дело - вода вместо того, чтобы равномерно впитываться в землю, идёт в канализацию, а затем в реки, из-за чего часто происходит эрозия и переполнение водоёмов (высокая скорость плюс большие объёмы делают своё дело).
Спасением в данной ситуации могут служить биодренажные каналы:
Это неглубокие низменности с растительностью, служат они для накопления, очистки и фильтрации дождевой воды. Обычно они направлены на приём "первого смыва" - наиболее загрязнённой воды. В случае обильных осадков, чтобы избежать перелива, следует также делать небольшой водоприёмник над землёй (обычно около 15 см над поверхностью):
Биодренажи можно размещать где угодно: на разделительных полосах, у остановок, в тупиках, на площадях и так далее. Это замедлит и профильтрует воду, а также снизит нагрузку на сети и подпитает почву:
Существуют также проточные контейнеры для насаждений. Такое применяют там, где нет возможности организовать естественное дренирование (плотная застройка, участок у стен дома), поэтому вода очищается, просачиваясь сквозь землю, и лишь затем отводится в ливневую канализацию:
Но тут также предусмотрен перелив на случай больших дождей:
Вместо отдельных контейнеров могут быть даже целые газоны:
За счёт бОльшей площади, тут не требуются переливы, кроме того, такие газоны могут принимать воду и с тротуара. Правда охватить поток воды со всей улицы они точно не смогут:
Отдалённый, но всё-таки пример такого подхода:
Ну и конечно же нельзя забывать про плитку и иные водопроницаемые покрытия:
Этот метод можно применять там, где нельзя организовать ландшафтные сооружения, кроме того, данные материалы можно применять везде: на дороге, тротуаре и велодорожках.
Однако, нужно учитывать скорость впитывания, состав местной почвы и особенности каждой конкретной улицы:
Конечно, можно выделить и другие приёмы, которые позволят выйти сухим из воды сделать город чуть приятнее во время дождя, например, если приподнять переход до уровня тротуара, то там не будет скопления воды как тут:
Или делать тротуары выше уровня земли, чтобы вода стекала на землю:
Но всё это немного второстепенное в рамках вопроса отвода воды, ведь даже если сделать все переходы сухими, тротуары всё также будут в лужах)
Информация про биодренаж и схемы взяты с ресурса NACTO