July 3, 2015

Зачем нужны ВУЗы?

*тут должно стоять фото для привлечения внимания*

Так уж вышло, что на одну неделю выпало два важных события. Про первое я уже написал. Ну а второе... скажем так, теперь блог ведёт не какой-то конь в пальто, а дипломированный специалист, и государство, и Высшая школа экономики, наконец-то признали во мне, спустя 6 лет образования, специалиста.

Тут бы я хотел бы немного остановиться на моей истории обучения (чуть-чуть), а также поразмыслить над всей картиной в целом.

Поступил я в далёком 2009 году, когда такие слова как урбанистика и Навальный никто не знал. Кроме того, это был первый год, когда ЕГЭ перестало быть экспериментом. Тогда я думал быть юристом, поэтому подавал заявки на соответствующие факультеты. К сожалению или к счастью, тогда же выявилась проблема фиктивных инвалидов, которые покупали себе справки и занимали места вне конкурса.

Но в Вышке и МГУ таких кадров проверяли ещё раз, поэтому процент "самых умных" был близок к нулю, как минимум в Вышке. Во многом благодаря этому, я даже поступил на бюджет, что в условиях жёсткого конкурса (даже без "инвалидов") было непросто. Более того, я практически продержался до конца обучения за казённый счёт, без стипендии, правда, но на бюджете.

Не буду расписывать тяжесть обучения, скажу лишь, что 1)коррупции не было, даже намёка на это, все сдавали либо своими мозгами, либо хитростью, либо артистичностью, последних двух было меньшинство, конечно же; 2)народу вылетело много, что-что, а вышка умеет отсеивать (3 попытки сдачи предмета, последняя с комиссией, и никак иначе, при этом на сессию отводится около 7 дней, и не важно, сколько предметов - часто экзамены шли подряд всю неделю). Думаю около 1/3 всего курса 2009 года так или иначе вылетали из университета, некоторые с концами, но многие всё-таки восстанавливались, хотя это, скажу честно, занятие не из дешёвых.

Лично меня отчислили на последнем гос.экзамене, за 4 дня до диплома, после чего я восстанавливался. В этом году некоторые ребята также вылетели с формулировкой "мы не имеем права выпускать недоучек". Хотя тут скорее роль играет судьба и везение - вытягивание билетов как русская рулетка, ты можешь выучить один, и он тебе попадётся, а может взять тот единственный, который "ну он мне точно не попадётся".

На этом вводная часть закончилась. Скажу лишь, что как и подавляющее большинство студентов, я не был уверен в своём выборе до конца, и как показала моя жизнь, желания работать по профессии у меня нет совершенно. Но даже несмотря на это, я не считаю, что весь срок обучения прошёл даром: Вышка научила меня думать критически и под разными углами смотреть на проблемы, не ныть над проблемой, а брать и делать (а ведь столько раз хотелось послать этот ВУЗ куда подальше!), усваивать огромные массивы информации в течение короткого времени (3 экзамена за 3 дня, тут даже люди из начала рейтинга будут учить всё в ночь), а также познакомила с интереснейшими людьми. Она дала бы мне ещё больше, если бы я использовал все возможности, но увы, как часто это бывает, я осознал это только когда вылетел и пошёл работать.

Таким образом, из стен ВУЗа вышел хороший, умный и скромный человек, который может всё, но не специалист своего дела. И, к сожалению, последнее относится ко многим выпускникам, которые отучились в одном месте, а работать пойдут в совсем другую сферу. Только вот я не уверен, что каждое заведение обладает способностью сделать из ребёнка (а поступают то в 17 лет!) здравомыслящего человека.

Поэтому я искренний сторонник израильской системы образования: там нет такого, что после школы ребёнок сразу должен идти в высшее учебное заведение иначе над ним все будут смеяться и тыкать пальцем. Нет, там школьник выпускается, идёт в армию, работает или просто самосовершенствуется, так или иначе, но пару лет он спокойно живёт без учёбы и диплома. За это время он определяется, нужно ли ему вообще образование, и если да, то какое. И это уже не выбор ребёнка или его родителей, это осознанный самостоятельный выбор человека.

Более того, я считаю, что ВУЗы должны быть частными, государство, при этом, может точно также давать бюджетные места. Это простимулирует заведения конкурировать между собой, выпуская лучших студентов, которые гарантированно не останутся безработными, заведения же, которые будут выпускать недоучек исчезнут или перепрофилируются, ибо никто не будет к ним идти "зачем тратить время, если это образование мне ничего не даст?". Преподаватели будут лучше, автономия заведения выше (не будет "нужно проголосовать так-то" или "обязательно в субботу всем на субботник"), но за качество придётся платить.

Для тех же, у кого денег нет, но они умные и способные, университеты сами будут давать гранты на обучения, ибо тут двойная связь студента и университета, первым нужно хорошее образование, как вклад в своё осознанное будущее, а вторым нужны умные выпускники на выходе, иначе рейтинг заведения будет падать, придётся снижать плату за обучение и так далее. Иными словами, рынок урегулирует количество заведений, повысит качество образования и убьёт коррупцию. Накрыть на гос.экзамене преподавателям стол, чтобы они не видели, как все списывают, уже не получится.

Ну а пока у нас большинство ВУЗов выпускает дипломированных работников Макдональдса, которые при этом могли даже платить за такое "образование", а на человека после школы, который решил пожить и мир посмотреть смотрят как на идиота. И что самое грустное, тенденции к изменению не видно.

добавить меня в друзья

Советую также подписаться: