July 4, 2015

Маршрутоуказатели. Что и зачем?

Маршрутный указатель - элемент остановки, являющийся "лицом" всей транспортной системы города, ибо именно он встречает пассажиров и призван проинформировать пассажиров о 1) наличии тут остановки и 2) какие собственно маршруты ходят через эту остановку. Вроде бы две простых задачи, однако, сделать качественно не могут, в чём же причина?

Ну, во-первых, первая причина, а точнее болезнь многих отечественных городов - это положенный болт на транспорт, проявляется в виде отсутствия остановок и самих маршрутоуказателей. Одна из разновидностей, правда, когда такие указатели были, но них забили:

Передаём привет Волгограду, который благодаря полному пофигизму сохранил такие экземпляры:

Во-вторых, когда о транспорте и людях всё-таки немного думают, но не знают как правильно делать, получаются такие экземпляры как в Волгограде:

Или в Москве (правда скоро таких уже не будет):

Абсолютный бессмысленный знак для всех: издалека не увидишь, да даже если и заметишь, то никакой полезной информации он тебе не даст. Ну вот что изменится, когда ты будешь знать, на какой остановке стоишь? По логике администрации, у каждого жителя планеты в голове сохранён перечень маршрутов остановок с градацией по названию, видимо.

Но самая главная ошибка отечественных транспортников - это желание запихнуть нужную и ненужную информацию на небольшую табличку:

и снова Волгоград

В итоге ничего не видно:

привет Красноярск!

Нижний Новгород

К счастью, иногда хоть хватает ума не вешать такие творения сильно высоко...

Смоленск:

Рязань:

Порою, правда, приходит осмысление, что люди страдают от размеров, но вместо переосмысления своих действий, просто увеличивают размер таблички, правда верстают всё равно неправильно, делая больше не ту информацию:

Хотя вот в СПб получше вышло:

Хотя расписание и маршрут всё равно трудно разглядеть:

Из-за желания впихнуть невпихуемое на маленькую табличку, вся информация на ней сливается. Так делать нельзя. Всё-таки маршрутный указатель это не место для навигации и иной информации. Не должно там быть такого:

и снова Красноярск

Тель-Авив, Израиль. Тут почему-то информация, которая должна быть наверху - внизу и наоборот

Но это не значит, что пассажиру не нужно давать информацию. Даже наоборот, нужно! Но иначе. К примеру, можно делать как Сочи, который наносит расписание и схему с маршрутами непосредственно на остановку. Хотя сами маршрутоуказатели у них тоже неправильные :)

Надо просто правильно разводить информацию, на маршрутный указатель логотип и номера автобусов:

Лондон, я скучаю!

Название остановки и направление движения, конечно, тоже можно наносить, но в данном случае это второстепенно, куда лучше это смотрится на остановке:

... как и вся иная информация, которая уже уточняет первичные данные с маршрутоуказателя, который является "лицом" всей остановки и транспорта в целом:

Женева:

Тут также вместе с номером наносят направление, но каждого конкретного маршрута:

Иногда бывают ситуации, когда павильона остановки нет (ну нет места, к примеру), тогда всю тяжесть информирования пассажира на себя берёт столб с маршрутоуказателем:

привет Эдинбург

Но даже в этой ситуации не надо делать как в Красноярске, просто нужно аккуратно разместить всю информацию чуть ниже указателя, не захламляя его:

Рига

Опять Лондон

В России, насколько я знаю, только в Москве озаботились сделать остановки в целом, и маршрутоуказатели в частности, хорошо. Пока что это всё выглядит так:

Вся остальная информация, необходимая пассажиру, размещена уже внутри остановки. Правда единого знака остановки нет (что странно), хотя смысла делать остановки на троллейбусные/трамвайные и иные смысла нет:

Вообще, я в каждом городе снимаю маршрутоуказатели, одинаковых пока не встречал, но везде (кроме столицы) придерживаются одного правила - "делать всё без дизайнера", вот вам и результат.

добавить меня в друзья

Советую также подписаться:

Посты по теме:
Про общественный транспорт

Про городской дизайн

Зарубежная практика