August 14, 2015

Жители подземелья

Иногда создаётся ощущение, что многие чиновники считают горожан жителями подземелья, которые только и мечтают о том, чтобы спуститься под землю – иначе стремление строить подземные (и надземные) переходы порою объяснить сложно.

Свежий пример - подземный переход через 2 полосы на улице Правды. Вот неужели кто-то думает, что люди, идущие по прямой, будут бродить по лабиринтам?

Ведь любой человек, который более-менее погружён в транспортную и урбанистическую тему, разбирается в их основных принципах.

Во-первых, такие переходы неудобны для людей и при прочих равных, люди всегда выбирают простой путь.

Это утверждение легко проверить статистически и визуально, достаточно найти наземный и внеуличный переход (как у метро Нагатинская на фото выше). Дело в том, что человек – существо довольно ленивое, но это не плохое качество – это выработанный эволюционный механизм экономии энергии, именно поэтому люди ходят по максимально короткому пути всегда, а не как роботы. Поэтому удобство переходов должно быть первоочередным и балансировать с вопросом безопасности.

Поэтому в мире и не принято строить внеуличные переходы в городах, вместо них делают наземные переходы: в зависимости от потока и количества полос либо нерегулируемые, либо регулируемые, но, как правило, если на улице не более 2 полос (1+1), то делают нерегулируемый переход с островком безопасности, если полос больше, то обязательно ставят светофор (опять же с островком):

Переход на Садовом кольце в районе ул.Каретный ряд с островком посередине.

Особо остро вопрос внеуличных переходов стоит с маломобильными людьми. Кто не знает, это не только инвалиды и старики, но также и велосипедисты, люди с сумками, чемоданами и так далее. Считается, что таких в городах примерно 1/3 от всех жителей. Для них любое препятствие, а особенно лестница – элемент унижения, ведь для преодоления им приходится тратить куда больше усилий. В городе, где уважают жителей, не должно быть таких ситуаций, городская среда должна быть максимально безбарьерной.

Чтобы лучше понять, какого это быть маломобильным, вы можете у себя дома с сумками/чемоданом/велосипедом подняться и спуститься на 2-3 этаж. Могу заверить, что приятного в этом ничего нет, а ведь идя по городу, порою приходится ни один раз чувствовать себя таким «нужным» жителем.

И в Москве об этом, кажется, даже что-то слышали, но опять же, вместо борьбы с причиной, пытаются бороться со следствиями. Возьмём к примеру район м.ВДНХ, у его северного вестибюля власти затеяли реанимацию покойника – реконструкцию подземного перехода для нужд маломобильных, иными словами, делают сход, раньше тут была обычная лестница:

Конечно, по сравнению с лестницей, плавный сход куда лучше, вот только там 2 человека с трудом разойдутся, чего уж говорить о велосипедистах и людей с колясками. Это говоря об удобстве, а если говорить о цене вопроса, то проект+ремонт+обслуживание обошлись (и обойдутся в будущем) городу в миллионы рублей, такая плата за полумеру. С другой стороны, кстати, схода не будет – будет лифт:

Опять же, кто живёт в реальном мире, а не в сказках, понимает, что п.1. скорее всего лифт не будет работать (не заведено у нас это); п.2. его содержание будет требовать значительных затрат и поэтому возвращаемся к п.1.

И всё это при том, что в этом месте можно было просто организовать регулируемые переходы с минимальным изменением циклов светофоров, то есть решить проблему на корню! И это при том, что под эстакадой находится парковка, на которую, согласно правилам, нельзя попасть не нарушив.

Ситуация сейчас:

А могло бы быть:

Кроме всего этого, есть также экономическая и транспортная составляющая вопроса, без которых данный пост был бы неполным.

С экономической точки зрения, каждое строительство внеуличного перехода – закапывание примерно полмиллиарда рублей в землю. Сюда входит не только строительство, но и проект. А ведь кроме этого, такие переходы ещё нужно регулярно содержать, что тоже недешёвое занятие. В зависимости от условий (перекладка коммуникаций, длина, вопрос выкупа земли и тд) цена за переход может быть куда больше.

С транспортной точки зрения бытует огромное заблуждение, что «вот построим переход, уберём светофор, и не будет у нас больше пробок». С обывательской точки зрение может всё так и выглядит, но на самом деле любой нормальный транспортный специалист вам подтвердит, что с помощью светофоров можно управлять трафиком. Если пустить всё на самотёк, то в городе будет просто одна большая пробка, другое дело светофоры, которые могут дозировать трафик и направлять его в нужное русло, разграничивая потоки во времени. Тут можно взять Тверскую, где картинка с пробками примерно такая:

Тут хорошо видно, что длинный бессветофорный участок порождает большую пробку. А если бы Тверская была нормальная улица с переходами и светофорами, то ситуация была бы совсем иной:

Плюс можно было бы решить вопрос с перепробегом, соединив улицы, что также сократило бы пробки:

При этом нужно понимать, что мифическая пропускная способность улицы – дешёвая отговорка чиновников, которые проталкивают строительство внеуличных переходов, ведь нельзя просто взять улицу (перекрёсток или просто какой-то участок) в вакууме и считать, сколько она сможет переварить - всё должно быть в комплексе улица-район-город, иначе ликвидация светофора и строительство внеуличного перехода не просто не улучшит ситуацию, а сделает всё только хуже.

А что с Москвой и в мире?

Сейчас в Москве многие подземные переходы и надземные переходы можно смело закрыть (ну или разместить там магазины) и продублировать их наземными переходами. По факту, во многих местах люди и так свободно переходят дорогу как им удобно, при этом даже не мешая движению, к примеру, на Б.Ордынке так. Самое главное, что сейчас тут идет благоустройство, но перехода в месте, где переходят люди - так и не появится ;(

Про ВДНХ я уже писал выше, а вообще, можно также назвать переход у м.Электрозаводская, где также сделан внеуличный переход через улицу, заставляя тысячи людей спускаться и подниматься на уровне 2 этажа несколько раз за день:

… и это при том, что в 200 м от этого места, как и дальше по улице, есть светофоры и наземные переходы. Такой список можно продолжать очень долго.

Например, вот новый переход на Ленинградке в районе ул. Правды:

Мало того, что тут переход сделан через дублёр, который убивает всю задумку дублёров как перехода от скоростного участка к нормальной улице, так и сделан переход через 2 полосы на Правды:

Или другой пример, пока не реализованный - проект ТПУ в Свиблово:

А это улицы, через которые, в том числе, собираются сделать внеуличные переходы:

Или вот тут

Порою кажется, что городские строители случайно тыкают в карту города и решают где, что и как строить.

Особо стоит отметить, что нынешняя ситуация вовсе не является мировым прецедентом, в своё время многие города мира увлекались строительством внеуличных переходов, только там это не возводили в абсолютизм, да к тому же быстро поняли, что это глупое закапывание денег. Взять, к примеру, Лондон, тут до сих пор живы следы подземного прошлого:

Но сейчас практически везде внеуличные переходы либо продублированы наземными переходами:

Либо же просто закопаны, а наверху сделаны нормальные переходы (ссылка на место). Это как раз такой случай.

Или Париж, тут тоже были подземные переходы, на пл.Республики, к примеру, на которую когда-то можно было попасть только под землёй, карты до сих пор хранят схемы подземных ходов:

Сейчас же тут обычная улица с обычными переходами, транспортного коллапса не случилось:

В конце хотелось бы немного повториться, сейчас подавляющее большинство внеуличных переходов можно и нужно смело дублировать переходами, это произойдёт без негативных последствий для водителей, зато все остальные однозначно скажут большое спасибо. В некоторых местах, правда, с такими действиями нужно повременить, например на участках ТТК и многих вылетных магистралях, но дело не в том, что они какие-то особенные, просто их самих нужно капитально перестраивать, делая из них либо нормальные улицы, либо уводя из жилой застройки (в сторону, под землю или как иначе – вопросы индивидуальные). Этот вопрос мы подробно рассмотрели тут.

Скоростное шоссе в Тель-Авиве, оно сделано ниже уровня улиц, за счёт чего его можно перейти без спусков и подъёмов, в будущем планируется «накрыть» всё это место, создав большую общественную зону наверху.

Но есть места, где внеуличные переходы должны быть – это магистрали типа МКАДа, а также любые загородные дороги (которые именно дороги, а не улицы). Мы об этом говорим и говорить будем, донося эту повестку до властей, причем не только Москвы, но и всех российских городов.

Пост подготовлен совместно

proboknet

добавить меня в друзья

Советую также подписаться:

Посты по теме:
Подборка постов про транспорт

Переход наземный vs. подземный. Исследование.

Пешеходный переход, как правильно?