Тактический урбанизм
Тактический урбанизм (англ. Tactical urbanism) - относительно новое понятие, введённое в обиход в 2010 году. По сути, это обобщающий термин, который описывает методы по быстрому изменению городской среды.
Городской дизайнер Эрик Рейнольдс описал данный термин, как Легко. Быстро. Дёшево. и я с ним полностью согласен, ведь идея тактического урбанизма - взять кусок города и в максимально короткие сроки и минимальными усилиями преобразить городскую среду:
Тактический урбанизм обладает пятью характеристиками:
- Взвешенный, поэтапный подход к побуждающим изменениям;
- Предложение локальных решений для проблем местного планирования;
- Краткосрочность выполнения и реалистичные ожидания;
- Малые риски с максимальной отдачей;
- Развитие социального капитала между гражданами, развитие местных сообществ, сотрудничество между государственными, частными и некоммерческими организациями.
А теперь детальнее. Тактический урбанизм, как вы может уже поняли, сам по себе ничего не создаёт, но он побуждает людей вести себя иначе, выстраивая социальные связи. Этот урбанизм, кстати, в какой-то мере пошёл от партизанинга, когда неравнодушные жители сами улучшали город простыми, быстрыми, но эффективными методами, теперь же для конструктивного вандализма придумали умное название :)
Данным методом часто пользуются соседи, перекрывая улицу, чтобы устроить общий праздник, хотя большие города тоже не отстают, устраивая дни без машин, когда городские улицы становятся площадкой для общения и спокойного времяпрепровождения:
В отличие от отечественных методов, где изменить пространство можно только с помощью бульдозеров и отбойных молотков, тактический урбанизм предлагает решения, которые можно применить за один-два дня, но при этом результат будет точно таким же - общественное пространство преобразится для людей:
Собственно в этом же и заключается главный козырь тактического урбанизма - если что-то не учли, или вышло плохо, то можно быстро всё переиграть, и это не выльется в огромные временные и финансовые затраты:
Тактический урбанизм включает в себя огромное количество разных методов изменения городской среды, перечислять все не буду, но скажу про основные:
Всё банально - либо перекрываем полностью какой-либо участок, либо его часть, наполняя при этом территорию какой-либо активностью (фестиваль, к примеру). Либо же просто перераспределяем пространство улицы - делая велополосу или расширяя тротуар, например.
Был пустой кусок асфальта - ставим туда уличную мебель, наполняя площадь жизнью. Этот метод широко известен в Нью-Йорке, где повсюду расставлены городские переносные стулья. Что сказать, этот метод стал достопримечательностью целого города!
Ломаем ненужные преграды между людьми, такие как заборы, ограды и так далее.
Более кардинальный метод. Касается только асфальта и бетона - его убирают, заменяя газоном. Широко известны случаи, когда была парковка, а появилась поляна/клумба/газон и так далее. Часто делают там, где есть проблемы с водоотводом (ибо асфальт воду не пропускает, в отличие от земли).
Какой залог хорошего общественного пространства? Есть где посидеть, и есть что поесть. Поэтому создание едальни под открытым небом хорошо поспособствуем преобразованию местности и налаживанию соседских отношений. Как правило, это ярмарки выходного дня или же фестивали еды.
Может слышали про придомовые общие сады или огороды - они тоже относятся к тактическому урбанизму.
Широко распространённый в мире способ преобразить город на несколько дней - закрыть улицы для машин.
Чем-то похож на день без машин, с той лишь разницей, что из улиц стараются сделать парки, выставляя растения, закрывая асфальт искусственным газоном и так далее.
Возврат площадей к их прямому назначению - быть местом для сбора и общения людей.
Про это я уже несколько раз рассказывал. Было 8 кв.м. парковки, а стало уличное кафе, или чем-нибудь ещё - тут на что фантазии хватит.
Кроме всего этого, можно устраивать розничную продажу вещей на улицах и площадях. Предвижу скепсис у многих насчёт этого, но в Москве регулярно проходит такое в парках, в итоге доволен бизнес, довольны люди, а значит доволен и город.
И так далее, как я уже писал, список можно продолжать вечно.
Радостно, что многие из перечисленных вещей у нас уже происходят, или скоро появятся. Из всего списка проблемы только с парклетами - из-за устаревших деревянных норм, его просто юридически не могут согласовать в России. Но надеюсь, что скоро ситуация изменится, и города станут ближе к людям.