Фалькевич вновь открыт миру
Вчера в Москве восстановили кусочек истории - на деньги москвичей была отреставрирована вывеска на Кривоколенном переулке 14. Горожанам теперь открыт кусочек истории, доступный прямо на улице!
Думаю многие знают, какие загадки может хранить город, летом этого года, благодаря опавшему куску краски и внимательности москвоведа Дениса Ромодина, на Кривоколенном переулке была замечена старая вывеска, выглядело это примерно так:
Неравнодушные специалисты, известные по другим восстановленным вывескам, и простые горожане сразу же принялись за дело, пытаясь спасти вывеску от нового слоя краски и восстановить её. Это было нелегко, ибо дом - не объект культурного наследия, а внести отдельный кусок здания под охрану, скажем так, не совсем реально. Но упорство и любовь к городу сделало своё дело, и вчера вывеска была официально открыта:
Эта вывеска времён НЭПа (примерно 1920е года), на воссоздание потребовалось порядка 200 тысяч рублей, которые были собраны в интернете:
Здесь, с одной стороны, присутствует интересный шрифт с нотками дореволюционности, а с другой - привычная нам орфография. А ввиду уникальности - соответствующее открытие:
Вроде бы кажется, что это всего лишь вывеска, но на самом деле это целый экскурс в историю:
В середине XIX века в Люблине (Польша) жил и торговал около местного костела купец Борух (Борис) Фалькевич. Торговал Фалькевич перцем, свечами, имбирем и разными лакомствами, и люди дивились, что сгорбленный, хилый старичок трудится без устали с утра до вечера, не старея. Мечтой Фалькевича была отправить сына Самуила учится инженерному делу. Но для этого нужно было выполнить 2 условия:
- Во-первых, получить звание почетного гражданина – 10 лет состоять купцом первой гильдии, а это не много ни мало заявлять выручку не менее 50 тыс.рублей в год и уплачивать с неё имущественный налог, иначе лицам еврейской национальности доступ в столицы был закрыт -- так называемый закон о черте оседлости.
- Во-вторых, Самуил должен был с отличием окончить гимназию (вот Осип Мандельштам окончил без отличия Тенишевское училище, и его в СПБГУ не взяли – поехал учиться в Европу).
Все эти условия Борис Фалькевич выполнил и в 1904 году Самуил Фалькевич поступил в МВТУ, в 1907 году было окончено строительство здания Политехнического общества в Малом Харитоньевском переулке, построенное на деньги выпускников МВТУ и Самуил стал посещать публичные лекции инженеров. Именно в здании Политехнического общества Самуил Фалькевич знакомится с очень энергичным молодым человеком из Таганрога Яковом Ивановичем Древицким. Отец Древицкого (см. Википедию) – богатейший купец юга России, основатель Азово-Черноморского пароходства, почётный гражданин Таганрога.
В 1909 году Самуил оканчивает МВТУ, женится на Бейле Львовне, поселяется в Потаповском пер., д.10 (знаменитый дом, соседкой Фалькевичей была Ольга Ивинская – последняя жена Бориса Пастернака, и прототип Лары в «Докторе Живаго»). Одновременно Самуил Фалькович решает создать вместе с Яковом Древицким Торговый дом по продаже иностранных автомобилей – в 1911 они его открывают на Мясницкой, д.15 – это дом со львом (покажу в каментах). И Фалькевич, и Древицкий вступают в Автомобильное общество, где знакомятся с братьями Сергеем и Михаилом Капцовыми, которые тоже открывают магазины – Сергей Капцов решает специализироваться на марке «Мерседес», а Михаил – на марке «Опель». Фалькевич и Древицкий взяли на себя генеральное представительство в России германского автозавода Norddeutsche Automobil-Werke (NAW или по-русски НАВ), основанного в 1907 году в небольшом городке Хамельн на севере Германии и выпускавшего легковые машины малого класса под маркой "Колибри" (Colibri), а с 1912 года под маркой "Спербер" (Sperber, что в переводе с немецкого означает "Ястреб"). Вместе с Капцовыми участвуют в автопробегах по бездорожью. Причем Яков Древицкий уступает Михаилу Капцову только одну позицию в первом автопробеге по бездорожью.
Кроме продажи автомобили, естественно нуждаются в двух вещах:
- обслуживании – эту часть берет на себя Самуил Фалькевич, открывая инженерное бюро в Кривоколенном
- обучении водителей – эту часть берет на себя Яков Древицкий, открывая первые в России курсы водителей.
Совместное предприятие просуществовало недолго – всего три года. Причиной была малая популярность выбранной Фалькевичем и Древицким марки автомобиля – спрос был невелик.
Позднее Фалькевич был управляющим и совладельцем кислородного завода, выпускавшего сжатый газ для технических и медицинских нужд. В 1924 году предприятие стало частью советского треста «Сжатый газ» и перестало существовать. На фото конца 1920-х поверх этой вывески весит накладная уже с названием треста.
Кстати, удалось даже найти правнука Фалькевича, но на открытии он присутствовать не смог.
Вот так, благодаря усердию нескольких человек, и материальной помощи нескольких сотен неравнодушных горожан, Москва получила важную, хоть и небольшую, деталь прошлого. Не буду скрывать, я сам перечислял деньги на эту работу, ибо такие детали оживляют город и его историю, и любой проходящий будет это чувствовать. Как я уже говорил, у места должна быть история, а если её нет, то она кажется искусственной, что вызывает полный нигилизм у людей. К сожалению, в Москве подобных деталей не так уж и много - уж очень хорошо в недалёком прошлом люди попытались стереть свою историю, хотя за границей подобное сохраняли и такое встречается повсеместно. Уверен, что даже на этом же доме, над другими окнами, тоже сохранились подобные детали:
Именно благодаря организаторам и неравнодушным горожанам получится сделать город лучше. Большое спасибо за Фалькевича! История восторжествовала! Также уверен, что это далеко не последняя спасённая вывеска, сами же организаторы говорили, что у них уже есть следующий объект на примете.
PS Кстати, подобные надписи-вывески широко известны как ghost-sign, и они правда часто встречаются в Европе, даже если конторы такой давно нет:
У нас же такой рисованный вид вывесок и рекламы просто выпал из истории на долгое время, но сейчас, ходя по Москве, я стал замечать, что владельцы снова стали рисовать на фасадах:
на соседней Мясницкой улице, может лет через сто реставраторы тоже раскроют её и удивятся
Хотя скажу честно, раньше шрифты были куда лучше!
PPS А вот кондей под вывеской крайне неудачно висит, надеюсь доживу до момента, когда с фасадов их начнут убирать. Хотя главное, что сама вывеска открыта, а снять внешний блок кондиционера можно довольно быстро)