September 19, 2015

Новый портал Москвы

В Москве в настоящее время проходит закрытое бета-тестирование нового городского портала. Разработчики кардинально пересмотрели дизайн, а также функционал сайта. На что он стал похож:

Кто не помнит, как сейчас выглядит портал мэрии:

А это будет главной страницей портала, модная в нынче прокрутка вниз:

Сервисы:

Обращения в гос.органы:

И версия для слабовидящих:

Это далеко не всё, конечно же, что там есть, но клеить скрины каждой страницы мне немного лень, да и не все пока проработаны.

Кроме этого, разработчики выложили на «Хабрахабре» как они делали этот сайт:

Когда-то давно в школе нас заставляли зубрить факты, правила и даты. Однако в век тотальной информатизации можно не знать что-то наизусть, достаточно понимать, где можно найти ту или иную информацию. И при этом еще желательно не заблудиться по дороге к нужным знаниям. Логично, что именно по этому пути должны следовать власти современных мегаполисов, создавая свои официальные электронные ресурсы - дать своим жителям понимание, где они могут найти всю необходимую для жизни информацию. Однако правительства даже самых передовых стран далеко не всегда выбирают правильные способы коммуникации и не успевают быстро осваивать инструменты, экономящие время и реально упрощающие жизнь граждан.

Но мы стараемся, и вот настало время перемен для главной страницы Москвы в интернете – mos.ru.

Вызов – единая точка входа в официальный интернет

Обилие официальных сайтов нередко вводило жителей столицы в ступор – за многие вопросы зачастую отвечают несколько структур, причем разного уровня – городского, федерального - каждая рассказывает на своей страничке только про себя и на своем птичьем языке. Чтобы восстановить всю картину нужно быть следопытом и вдобавок опытным криптографом. Проще сразу плюнуть на эту затею и воззвать к коллективному разуму на каком-нибудь тематическом форуме.

Попытки отойти от ведомственного принципа и делать ресурсы для людей были и раньше – в Москве есть тематические порталы типа cult.mos.ru и transport.mos.ru. Но чтобы ими пользоваться, нужно, как минимум, о них узнать и запомнить адрес. Перед нами стояла задача создать не просто сайт, а новую экосистему, в которой легко найти любую интересующую информацию, не заморачиваясь, кто ее источник, тут же получить сервис, почитать на простом языке, как решить свою проблему ОТ и ДО и настроить все под себя. Ну и конечно, чтобы с мобильника грузилось без проблем, то есть mobile first. Груз ответственности колоссальный – ведь новый mos.ru может стать стартовой страницей для сотен тысяч обитателей города. Наш более известный ресурс – pgu.mos.ru, для сравнения, сейчас посещают 3-4 млн уников в месяц.

Постановка задачи

Мы сформулировали для себя задачу - сделать ресурс, который будет идти не от «лоскутной» ведомственной логики, а от потребностей граждан с их конкретными жизненными ситуациями. Второй задачей стал "перевод" с чиновничьего на человеческий. Законодательство по раскрытию информации не предписывает, что она должна быть изложена на понятном языке – достаточно просто выкладывать нормативные акты. Существующие рейтинги госсайтов, кстати, часто грешат тем, что плюсуют или минусуют проекты по принципу соответствия каким-то очень формальным вещам – а ведь пользователю от того, что у вас свободная лицензия, в общем, не легче, у него проблема – он не знает, как ее решить, и вы ему не помогли.

Третьей идеей было, образно говоря, сократить число посредников между городом и жителем - разговаривать с ним и информировать его не через пресс-релизы и СМИ, а напрямую. Причем коммуникация должна быть по возможности персонализированной – про то, что делается или планируется рядом с его домом или в отрасли, где человек работает.

Вопрос пользователя может быть сформулирован как угодно, но в качестве "ответа" всегда должна быть понятная информация, услуга, инструкция, лайфхак, шаблон документа, отзывы, рейтинги или отправка официальной жалобы. Пользователь не должен разбираться в структуре органов власти и границах компетенций между городскими и федеральными властями или уметь формулировать свой запрос «точно», на языке, понятном бюрократии.

Семь раз отмерь

После того, как мы внедрили сквозной поиск search.mos.ru на сайтах правительства Москвы, мы проанализировали запросы и выдачу по ним. Картина вырисовывалась грустная: люди заходили на некоторые сайты, искали информацию - и либо не находили ничего релевантного, либо находили это на других сайтах. Фактически проблема была в том, что каждое ведомство размещало у себя на сайте ровно ту информацию, за которую оно отвечало, исходя из ведомственной логики, которая зачастую неочевидна для простых граждан. Например, детские лагеря отдыха находятся в ведении Департамента культуры. Рядовому москвичу это и в голову бы не пришло.

Или вот один из самых популярных запросов - "загранпаспорт". С точки зрения ведомственной логики - это ответственность федеральных властей. Но если горожане ищут эту информацию у нас, нужно им эту информацию дать, причем явно и не в виде ссылки на главную страницу сайта миграционной службы.

Итак, мы сгруппировали и проанализировали наиболее популярные поисковые запросы по Москве в "Яндексе" и внутреннем поиске за месяц. Картина получилась достаточно интересная и из неё четко видно, что ищут граждане и на что непосредственно должен отвечать новый mos.ru.

Команда

Каждый поисковой запрос в нашей работе – это «жизненная ситуация», для которой составляется полный алгоритм с указанием всех необходимых для её разрешения моментов: информации по каждой возможной развилке, сервисов, документов, наборов данных, регламента обновления, связанных тем, ссылок для переходов в другие системы (федеральные, московские или коммерческие).

Очевидным было то, что в качестве единой точки доступа к информации следует использовать главный московский сайт - mos.ru. Созданный несколько лет назад на базе RBC Contents он совершенно не подразумевал развития в качестве агрегатора информации, тем более с учетом поэтапного роста и развития, а также огромной потенциальной аудитории. Вместе с нашими техническими консультантами мы пришли к выводу, что для технического решения задачи необходимо строить максимально гибкую систему на принципах SOA. Примерами служили лучшие близкие по смыслу системы - nyc.gov и gov.uk. Преимущества архитектуры были очевидны, однако необходимо отметить и повышенную сложность разработки такой системы - и по требованиям к проектировщикам и разработчикам, и по срокам самой разработки.

Все профессионалы, участвующие в разработке новой версии портала правительства и мэрии Москвы, разделились на следующие группы:

• Архитекторы и ведущие разработчики: разрабатывают архитектуру портала, формируют ТЗ для остальных групп и моделируют различные виды стрессовых ситуаций

• Команда аналитики: анализируют запросы и ведут статистику по существующим сайтам, разрабатывают алгоритм построения и решений жизненных ситуаций

• Команда поддержки: планируют перенос данных на mos.ru, осуществляют техническую и контентную поддержку

• Редакция: одна часть редакции ведет и актуализирует каталог жизненных ситуаций, а другая - создает новостные ленты

Наконец, самая критически важная часть команды состоит из трёх частей:

• Команды разработки

1. Команда А – разработка сервисов

2. Команда Б – создание сайта

3. Команда В – техническая поддержка функционала

Что внутри?
Итоговая архитектура подразумевает изолированность сервисов и потенциальную возможность их разработки на любых технологиях, взаимодействие посредством строго документированного API, масштабируемость каждого из узлов. В качестве основы были избраны Yii и Angular как наиболее прогрессивные технологии с достаточно большим количеством разработчиков, ими владеющих.

Основная идея системы - в ее модульности. Каждый модуль отвечает за свою часть функционала, и реализуется на серверной стороне за счет сервиса (Yii), состоящего из (в базовом варианте) публичного и административного API, собственной БД, сервера очередей и сервера обработки задач. При необходимости этот список может расширяться. Пользовательский интерфейс реализуется в виде Angular-приложений к этим сервисам. Сама страница реализуется на 1C-Bitrix (в ней прошита "сетка" и вызовы соответствующих приложений), который помимо этого служит для управления статическим контентом и является провайдером пользователей и прав (через группы) для работы с сервисами.

Таким образом нагрузка распределяется между сервисами; отказ отдельного сервиса не сказывается на доступности страницы в целом и на работу других сервисов (они логически максимально изолированы и взаимодействуют либо через front посредством API, либо через очереди); при необходимости высоконагруженные сервисы (например, поиск) "выносятся" на отдельные "сервисные кластеры", где спокойно могут масштабироваться как целиком, так и по отдельным компонентам.

«Каждый поисковой запрос в нашей работе – это «жизненная ситуация», для которой составляется полный алгоритм с указанием всех необходимых для её разрешения моментов»

За счет того, что площадка целиком развернута в облаке VMWare, процесс добавления мощностей решается простым клонированием машин и их минорной донастройкой; внутренний DNS позволяет перенаправлять запросы без реконфигурации вызывающих механизмов.

Отдельного внимания заслуживает сервис "Городской советник" - для него мы реализовали наглядный интерфейс построения деревьев жизненных ситуаций. Фактически это узкоспециализированный Visio-online, позволяющий легко описывать порядок действий человека в той или иной жизненной ситуации.

Кстати, создание каталога жизненных ситуаций имело еще один интересный эффект, напрямую не относящийся к разработке – ведомства стали иначе смотреть на выполнение собственных функций, когда пришло понимание, как и за чем к ним обращаются граждане. Можно сказать, начали изучать иностранный язык – язык человеческого, а не бюрократического общения.

Присоединяйтесь!

Вы, наверное, подумали, что это всё.

Но нет! Портал mos.ru создается для пользователей, а поэтому нет никакого другого варианта, кроме как отдать результат нашей работы на тестирование наиболее профессиональному ИТ-сообществу Рунета – Хабру.

• Умный поиск с подсказками и настройкой под пользователя

• Модульная структура подачи информации

• Объединение контента и данных

• Доступность на всех типах устройств

• Адаптация всего контента под пользователя (на основе данных заполненных в профиле и поведения на сайтах)

• Отображение связанной информации

• Сбор и анализ пользовательских данных

• Последнее, но не по значимости: техническая независимость сервисов, отказоустойчивость, работа под серьезными нагрузками

Так выглядел список требований к разработчикам нового mos.ru. Обсудим, как бы вы ответили на этот вызов?

И да, если есть желание содействовать развитию ключевого городского портала, чтобы было удобно вам, вашим друзьям и соседям – добро пожаловать! Но сразу хотим предупредить: в рамках бета-версии функционал запускается и стабилизируется последовательно – если модуль еще не работает, значит, его очередь просто еще не подошла.
Итак, что же делать дальше? Все просто:

1. Оставляйте адрес электронной почты на странице проекта;
2. Получайте доступ к тестовой версии нового сайта;
3. Тестируйте и пишите нам результаты и собственные впечатления через форму, которая появится на странице проекта чуть позже!

Хорошо, что департамент озаботился порталом, ибо раньше он правда был далёк от идеала (я об этом даже писал как-то). Как вам новый сайт?

добавить меня в друзья

Советую также подписаться:

Посты по теме:
Городские порталы