October 1, 2015

Об общей логике билетной и тарифной систем

старые билеты Лондона

Давайте погорим о таком неотъемлемом элементе любой транспортной системы, как билеты и тарифы. Никаких сложных формул и непонятных слов - просто об общей логике, то есть как сделать их одновременно удобными для людей, и чтобы это было выгодно для общей городской мобильности.

Билеты

Для начала нужна сумма, от которой нужно отталкиваться. Это число - себестоимость одной поездки, которая бы покрывала амортизацию, затраты на технику и людей и так далее. Как показывает практика и простая логика, у каждого вида транспорта сумма будет разной, поэтому нам потребуется среднее значение, ведь билет то будет единым (по-другому быть и не может, ибо тогда получается полный бред, а не удобный общественный транспорт, поэтому возьмём это за само собой разумеющееся). Представим, что мы всё подсчитали, и получилось, что каждая поездка должна стоить 20 рублей. При этом нужно понимать, что есть множество способов эту стоимость снизить: оптимизация маршрутной сети, убирая дублирующие маршруты, замена подвижного состава на новый или же вообще смена автобусного маршрута на трамвайный/троллейбусный, и так далее.

Начальная цена есть, но это не значит, что нужно на всех автобусах вешать табличку "проезд 20 рублей". Далее нужно разработать билетное меню. Как показывает мировая практика и здравый смысл, акцент нужно делать на безлимитные билеты на определённый период времени. Обычно это один, три и двенадцать месяцев - такое количество максимально удобно для всех и позволяет, при необходимости, комбинировать билеты (на 4, 6 месяцев и тд).

Однако, сделать всего три вида билетов нам никто не даст - ведь есть как минимум приезжие и те, кто ездит на транспорте крайне редко, и кто хочет просто взять билет на одну поездку в булушную, да к тому же внутри трамвая или типа того. Поэтому мы введём билет на короткую поездку, безлимит на N-минут, 24...72 часа (желательно чтобы можно было купить до 7 дней). Почему именно так? Давайте разберёмся.

Дело в том, что покупая каждый раз билет на одну поездку мы не только нагружаем билетные автоматы/кондукторов, но и на автомате в уме считаем, что каждая последующая поездка будет нам стоить столько-то рублей, иными словами, привлекательность каждой поездки будет постоянно снижаться. Поэтому цель пересадить максимальное количество жителей города именно на безлимитные билеты, это даст снижение издержек на продажу билетов и рост привлекательности общественного транспорта, ведь оплатив однажды проезд на месяц, психологически все поездки станут бесплатными (думаю тут хорошей аналогией будет безлимитный интернет и лимитированный, много у кого остался интернет на 700 мб?). Это, в свою очередь, позволит убрать дублирующие и лишние маршруты, что снизит себестоимость билета, но экономически никак не отразится на пассажирах, ведь за пересадку они платить уже не будут. Кстати, такие безлимитные билеты также вызовут снижение автомобилепользования, ведь зачем ехать на авто, когда у тебя в кармане бесплатный пропуск на весь городской транспорт? Кроме этого, это снизит количество безбилетников, ведь глупо не платить за проезд, когда он у тебя оплачен.

билетные автоматы в Праге

Но как это обычно бывает, людей нужно подтолкнуть к покупке именно длительных безлимитных билетов. Запретить все остальные билеты при этом нельзя, ведь тогда мы просто лишим целую прослойку людей общественного транспорта и вызовим дух анархии и протестов. Поэтому применяем экономический метод, когда стоимость поездки при покупке безлимитных билетов будет около 20 рублей или даже меньше, но зато на разовые билеты и безлимиты на короткие поездки цена будет значительно дороже. То есть примерно 50-100р за билет на N-минут, при этом, такой билет позволит проехать если не от одного конца города до другого, то охватит хотя бы полгорода. И да, за пересадки в течение этих минут платить не нужно будет. Билет на короткую поездку не так обязателен - можно обойтись и N-минут, но справедливо всё-таки будет его сделать, стоимостью, примерно, рублей 25 и остановок на 5. Вдруг правда кто-то в булочную ездит в соседний дом.

Билеты на сутки-двое-трое... носят чисто туристический характер, то есть на них можно и заработать, в рамках разумного, конечно. Заодно и местные не будут променивать месячные безлимиты на эти.

Теперь о ценах детальнее. Как уже было описано выше, у нас есть билетный минимум (себестоимость) и завышенные цены на билеты с коротким периодом действия/на короткое расстояние, но что же с самыми главными билетами - безлимитами на месяц-год? Моё мнение, что стоимость билета на месяц должна стоить как 20р * 40-60 поездок, при таком раскладе большинству такой билет будет выгоден. Далее, билет на 3 месяца должен стоить примерно как 2.5 стоимость от месячного, а годовой безлимит как 10 билетов по месяцу. Почему так сложно? А всё просто - во-первых, покупая билеты на длительный срок, пассажиры рискуют, ведь они могут заболеть или уехать куда-нибудь и типа того, то есть билет будет просто лежать без дела, а человек, тем самым, терять деньги. Во-вторых, пассажир, покупая так билет, вкладывается в общественный транспорт, поэтому ему должны быть от этого какие-то привилегии, а благодаря такой лояльной ценовой политике город не только ничего не теряет, но в перспективе и начнёт неплохо экономить, ведь можно будет смело отказаться от кондукторов, заменяя их контролёрами.

"турникет" на станции скоростного трамвая в Волгограде

Таким образом, получится сделать общественный транспорт удобным и дешёвым (я бы даже сказал "бесплатным") для большинства жителей города. При этом логично, что чем больше человек будет ездить, тем дешевле каждая поездка будет, но транспорт от этого меньше получать не будет - заградительная цена на короткие билеты будет компенсировать эту разницу.

Электронный кошелёк

билетный автомат на остановке в Москве

По сути, электронный кошелёк никак не влияет на разнообразие билетного меню, он вводится для удобства как раз того небольшого количества людей, которые ездят крайне редко и чтобы они лишний раз не стояли за билетом (хотя косвенно транспорту тоже хорошо - меньше нагрузка на кассы).

Но есть одно НО - это capping, или, если переводить - максимальная стоимость поездок в течение суток. Тут всё просто: вводим определённую сумму, выше которой пассажир не должен платить в сутки, а билет потом сам "ловит" этот момент и больше не снимает со счёта денег. Приём вовсю используется в Лондоне. Однако, как мне кажется, тут нужно быть осторожным, иначе многие решат, что можно пользоваться именно им, не покупая безлимитный билет. Как вариант, можно приравнять capping к 24 часам, либо даже сделать его ещё дороже. Таким образом, получится сохранить и правильную мотивацию людей, и дать немного сэкономить небольшому проценту людей.

кипа билетов из Волгограда

Как вариант, чтобы стимулировать людей не ходить с мелочью, покупая каждый раз билет на короткие поездки (на 5 остановок и N-минут), можно сделать им небольшую скидку, типа минус два рубля от обычной стоимости таких билетов.

Зоны

Зоны Москвы

Помимо введения перечисленных выше изменений, было бы неплохо ввести зональный тариф. Логика простая - кто дальше едет, тот больше платит, а кто едет близко - не переплачивает за другого. Но такой расклад, по моему мнению, хорошо вводить либо на пригородные территории, либо если город крайне растянут. Если же брать среднестатистический город, то тарифов должно быть несколько: городской центр и городская окраина, ближайшая пригородная зона (условно, 10 км от границ города) и дальняя пригородная зона (15-20 км). Из этих нескольких зон будут складываться тарифы:

Таким образом, такие тарифы будут максимально справедливы и удобны для всех. И да, под всеми я имею в виду пассажиров, которые покупают полные билеты. Ситуации с социальными, студенческими и школьными билетами не рассматривались, ибо это очень сильно зависит от каждого конкретного города. Но, как правило, такие билеты делают чуть дешевле месячных/трёхмесячных.

билет в Риге

Как-то так получается. Кажется нереальным, но Москва уже что-то из этого используют (хотя до совершенства ещё далеко), а в том же Берлине это вообще действует очень давно (разве что за исключением электронного кошелька). Единсвтенное, в посте не были рассмотрены билеты индивидуальные и с правом передачи, но это опять же не влияет на разнообразие билетов, но цена индивидуальных билетов немного ниже безымянных.

Спасибо за помощь Диме, Лёше и Александру!

Больше постов и роликов про урбанистику в других соцсетях:

Телеграм, ВК, ФБ, Тик-ток, Твиттер, Инстаграм, Ютуб