Ещё и ещё про турникеты
Дима написал хороший пост про турникеты в общественном транспорте, но при этом не написал, почему контролёры подобны беззубым собакам, и что можно сделать, чтобы ситуацию изменить. Поэтому предлагаю прочитать сначала его пост, а потом немного моего юридического дополнения (для тех, кому законы не интересны - вывод написан в самом конце).
anderson_mike в Еще про турникеты
Не перестают спрашивать про турникеты. Отвечаю.
Многие думают, что турникеты это основная проблема НГПТ. Это не так. Основная проблема - пробки.
Вот едет трамвай в пробке по ул. Бориса Галушкина со скоростью 2,5 км/ч. Сильно ли ему и его пассажирам поможет снятие турникета? Нет конечно.
Многие думают, что турникеты это вторая после пробок проблема НГПТ. Это не так. Даже не 10-я.
Вот стоят на выделенном полотне из-за умело настроенного светофора трамваи в пробке по 25-30 минут. Сильно ли трамваю и его пассажирам поможет снятие турникета? Нет конечно.
Или вот на семи улицах во имя обеспечения беспересадочных связей организовано 666 маршрутов (см. например маршруты Южного Бутова), на каждом из которых мизерные пассажиропоток и выпуск, отчего огромные интервалы. Сильно ли тут поможет снятие турникета? Нет конечно.
Насколько вообще турникет замедляет НОТ? Можно попробовать оценить. За день 1 единица НОТ в среднем перевозит около 800 человек. В среднем проход через турникет - 3,5 секунды, но реально стоянка удлиняется где-то начиная с 4-5 пассажира. На бОльшей части остановок входит 5 или менее пассажиров. На крупных остановках, конечно, посадка длится по 5-6 минут, но как правило такая остановка на весь маршрут одна, реже две.
Вот и получается, что из-за турникетов каждый автобус-троллейбус-трамвая теряет по 20-30 минут в день. Несколько процентов. Не 20%, нет.
Так что же, турникеты это не важная проблема? Конечно, важная.
Во-первых, чем больше на маршруте пассажиропоток - тем заметнее негативное влияние турникетов, тем сильнее они его замедляют.
Во-вторых, турникеты создают очереди, сильно увеличивающие затраты времени на поездку пассажирами.
В-третьих, турникеты сильно ухудшают имидж НОТ.
Как же решить проблему турникетов? Многие думают, что можно просто взять их и отменить, и чисто за счет ускорения движения нам для той же интервальности понадобится меньше подвижного состава, вот так и компенсируем падение доходов из-за зайцев. Это так лишь на немногочисленных быстрых маршрутах с большим пассажиропотоком, и то, нужна очень суровая работа контролеров.
На маршрутах, где ездит мало пассажиров, отмена турникетов не даст никакой экономии вообще. На маршрутах, где адские пробки, отмена турникетов не даст никакой экономии вообще. И так далее.
Почему на том же 17-мотменили турникеты? Да потому, что он очень быстрый, и с огромным пассажиропотоком.
Окей, просто отменить нельзя, ладно. Давайте тогда введем контролеров!
А нету никаких контролеров, это миф. Контролер не имеет права вас схватить и поволочь в околоток. Он не имеет права у вас даже документы проверить! Можете смело ездить без билета, а контролеру в лицо хохотать и говорить, что зовут вас Себастьян Перейра, торговец черным деревом. Вам ничего за это не будет, инфа 146%.
Менты? Менты городу не подчиняются, и в целом плевать хотели. У них другие задачи, вон, план по 282 горит, не всех русских фашистов еще выловили.
Были попытки создать муниципальную полицию, которая бы подчинялась городу и выполняла разные нужные городу функции: штрафовала бы за парковку, за безбилетный проезд, следила бы за общественным порядком там где надо и так как надо, и так далее. Но оказалось, что силовые структуры, подчиняющиеся регионам - это опасненько! Может случиться сепаратизм! В общем, Рамзану Ахматовичу, уважаемому, частную армию можно, а Сергею Семеновичу, да хранит его Аллах, собственных ментов - нельзя.
В общем, нету у контролеров полномочий. А кроме того, контролеров нужно много. Если без полномочий - то дико много, если с полномочиями - просто много. Где взять столько народу - глубоко неясно. Тут бы с нехваткой водителей разобраться.
Ну можно еще, конечно, оформить это мероприятие как городской заказ на улучшение сервиса, турникеты снять, а вызванные этим неизбежные потери денег тупо скомпенсировать из бюджета. Но, к сожалению, деньги очень нужны на реконструкции развязок, расширения дорог, строительство тоннелей и эстакад. Наш город задыхается в пробках, и это вот все позволит ему наконец поехать. Ну на крайняк вам расскажут, что без этого всего город бы стопудово встал намертво.
В комментах можно устроить митинг системы "Долой ПЖиВ", "Долой Михайлова", "Долой Ликсутова", "Долой Собянина", "Долой Мосгортранс" - по вкусу.
Предыдущий пост про турникеты.
Понятно, что проблема не номер один, но рано или поздно и её придётся решать. Но что мы имеем? Есть федеральный КоАП (он главнее законов субъектов):
Статья 22.12. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;->Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, от имени органов, указанных в пункте 3 части 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
А есть КоАП Москвы:
Статья 10.1. Безбилетный проезд в наземном городском транспорте общего пользования (трамваях, троллейбусах, автобусах), за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере одной тысячи рублей.Статья 10.10. Воспрепятствование выполнению служебных обязанностей сотрудниками организаций городского и пригородного транспорта общего пользования1. Воспрепятствование выполнению служебных обязанностей сотрудниками организаций городского и пригородного транспорта общего пользования (водителями, машинистами, контролерами, контролерами-ревизорами, кондукторами, дежурным персоналом станций), а равно невыполнение их законных требований -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей.2. Те же действия, повлекшие создание препятствий для движения городского и пригородного транспорта общего пользования, -влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей.Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматривают:9) уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в области транспорта, учреждения уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в области транспорта - дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.3, частью 5 статьи 8.13, 8.14, 10.1, 10.2, 10.5, 10.6, 10.8, 10.9, 11.10 настоящего Кодекса. От имени указанных органа, учреждений рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.14, 10.1, 10.5, частями 2.1 и 2.2 статьи 10.9 настоящего Кодекса, вправе контролеры, контролеры-ревизоры;(в ред. законов г. Москвы от 12.12.2012 N 65, от 16.01.2013 N 1, от 27.03.2013 N 12, от 26.06.2013 N 36, от 08.07.2015 N 43, от 08.07.2015 N 46)
Получается, что КоАП наделяет должностных лиц органов исполнительной власти субъектов контролировать соблюдение местных же законов. Важно, что полицейские не могут составлять протоколы об адм.правонарушении (считай штрафовать), законодатель субъекта Российской Федерации не может наделять должностных лиц органов внутренних дел (полиции) полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации (Определение Верховного Суда РФ от 26.02.2014 N 52-АПГ14-1)
Вместе с этим, общероссийский КоАП устанавливает, что задерживать и доставлять людей могут (в нашей ситуации):
27.2 Доставление, то есть принудительное препровождение физического лица, а в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 10.1 настоящей части, судна и других орудий совершения административного правонарушения в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, осуществляется:1)полицейские4) должностными лицами органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом, при выявлении административных правонарушении на транспорте - в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в иное служебное помещение
К должностным лицам органов бла-бла-бла на транспорте относятся (всё тот же КоАП):
Статья 23.36. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный транспортный надзор23.36.1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси
Их список, правда, с 15 июля 2016 года будет дополнен Статьёй 23.36.2.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 11.33 настоящего Кодекса, в случае, если соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривается передача осуществления этих полномочий.2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе руководители или заместители руководителей соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.".
Однако, перечень вопросов, решаемый данным органом, ограничивается:
Статья 11.33. Нарушение порядка использования автобуса, трамвая или троллейбуса1. Посадка в автобус, трамвай или троллейбус либо высадка из автобуса, трамвая или троллейбуса пассажиров в неустановленных местах - влечет наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей.2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей.3. Стоянка в ночное время автобуса, трамвая или троллейбуса, используемых для осуществления регулярных перевозок пассажиров, вне установленных мест - влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - десяти тысяч рублей; на юридических лиц - двадцати тысяч рублей.4. Использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным, - влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.5. Использование автобуса, трамвая или троллейбуса с иными характеристиками, чем те, которые предусмотрены картой маршрута регулярных перевозок, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей; на юридических лиц - двадцати тысяч рублей.Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.(Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")
Получается, что московские контролёры, которые относятся к ГКУ «Организатор перевозок», не могут доставлять и задерживать, как и не смогут после вступления в силу изменения с 15.07.15 - они могут лишь штрафовать. То есть сейчас для эффективной работы контролёр должен ездить вместе с полицейским - один может штрафовать, но не может и пальцем тронуть человека, не говоря уже об установлении личности, а второй (полицейский) не может штрафовать, зато может применить необходимые меры к пассажиру. Вот такой бред.
Что можно сделать?
Я тут вижу два варианта, либо мы отбираем штрафы за зайцев у регионов в пользу федерации, чтобы товарищи полиционеры могли штрафовать и применять иные необходимые меры, либо расширить список лиц, которые могли бы хотя бы доставлять людей в полицию, шире, включив туда наших контролёров.
Первый вариант я бы сразу отмёл - знаем мы эффективность полицейских, да и стимула у города следить за зайцами будет меньше - всё равно всё уйдёт в бюджет федерации, а не местный.
Второй вариант лишён этого, но всё целиком зависит от региона.
Третий вариант - сделать муниципальную полицию, заодно они могли бы парковку контролировать, но с учётом российской гиперцентрализации власти и силовых структур... в общем нереально это без либеральных реформ.
Но при любом расклада нужно будет менять законодательство. Инициатором тут мог бы выступить Департамент транспорта Москвы, но пока таких порывов я не наблюдаю.