October 15, 2015

Уважайте, пожалуйста, горожан

Предисловие: Этот пост будет о дизайне и Департаменте транспорта, но для начала два момента: первое, прочитайте, пожалуйста, статью Антона Буслова "Выбор дизайна - удел начальников", дабы понимать, что как минимум московский транспорт уже сталкивался с подобным поведением. Второе, думаю все знают, что я крайне хорошо отношусь к Департаменту транспорта и его деятельности, поэтому попрошу сотрудников не обижаться - самому неприятно критиковать, но я надеюсь, что этот отзыв будет учтён в будущей работе.

Как многие знают, в Москве есть книга бренда московского транспорта. Это объёмный документ на 200+ страниц, который говорит как нужно коммуницировать с населением, строить работу так, чтобы у людей оставалось приятное впечатление в памяти об общественном транспорте. Много уделено аспектам дизайна, чтобы отойти от практики, когда каждое депо красит состав как хочет, клеит объявление, написанное от руки и чуть ли не с матом (утрирую, мата пока не встречал). В общем документ крайне полезный и нужный - помогает отойти от совка. Кроме того, практика подобных регламентов - обычная практика для крупных учреждений, которые широко работают с населением.

По словам Алины Бисембаевой (зам. Максима Ликсутова), в основу нового бренда (то бишь и всего бренд бука) «Московский транспорт» легла концепция уважения к пассажиру, которая определялась многоэтапным исследованием мнения горожан. К разработке привлекались лучшие специалисты и так далее, хотя самих горожан не спрашивали, из-за чего когда первые автобусы в новой ливреи появились на улицах, у горожан был шок и негодование - большинство (52.5%) проголосовало, что им такой вариант совсем не нравится (от слова совсем). Вы уж извините, но какое уважение к пассажирам и исследования, когда большинство против?

Теперь к сути: я искренне не понимал, почему документ, который был сделан на бюджетные деньги и для горожан нигде не публикуется? Получается какой-то бред, мол смотрите когда всё это появится на улицах, тогда и поговорим. А ведь опубликуй бренд бук или его часть заранее, получилось бы избежать неудачной партии автобусов в новой раскраске и общественного негатива.

В общем, я попросил предоставить мне актуальную версию Книги бренда, ибо которая есть у меня явно устарела - она от 08.04.14, многие разделы там помечены как в разработке. Ок, за год наверняка можно было доделать, или же написать прямо - пока нет, но скоро будет (уверен, все бы поняли).

Может он просто ещё не готов? Хотя если документ не принят, то как по нему можно работать и применять на практике? Замкнутый круг выходит.

Видели бы вы, как я удивился, когда мне ответили отказом, ссылаясь на какую-то тайну. Господа чиновники, ну детский сад, какая может быть коммерческая тайна на документ, сделанный на бюджетные деньги по заказу государственного органа исполнительной власти и для горожан? Или же все, кто увидит автобусы в новой ливреи должны подписывать документ о нераспространении тайны (от противного - будь это тайной, имела бы право Алина Бисембаева вообще говорить про него в СМИ? Не думаю)? Это не частная организация, а гос. структура, в конце концов - она обязана отчитываться перед населением, особенно в плане принятых актов.

Особенно бредово это смотрится на фоне того, что весь бренд бук пропитан уважением к пассажирам:

Как можно строить уважение с людьми, если вы держите всех за идиотов и не допускаете до обсуждения? Ведь для нас же делаете и на наши деньги. Почему в том же Лондоне все эти данные лежат в открытом доступе, а москвичи должны всё видеть постфактум? Тем более такой документ был бы полезным для других городов.

Я очень надеюсь, что мой любимый Департамент транспорта поменяет политику в работе с людьми, ибо даже делая хорошие вещи, но не работая с людьми, в итоге департамент будет получать сплошной негатив (привет введению платных парковок и митингам, заградительным ценам на единичные проезды в транспорте и так далее - примеров тут может быть много). И наоборот, обсуждая какие-то вещи ДТ сможет застраховать себя от провалов и ошибок, хоть и увеличив немного время принятия решений. Но куда лучше потратить в начале больше времени и сил, чем потом переделывать всё и слушать негатив.

PS кстати, общественный транспорт мог быть таким (отсылка к статье Буслова), спасибо читателям, которые скидывают мне такое:

Поэтому и в новой навигации пилотного проекта автобусы были оранжевого цвета:

А теперь синие:

кстати, а маршруты сделаны куда лучше

PPS И да, о какой секретности документа можно говорить, если мне прислали из Урала ещё в прошлом году?

добавить меня в друзья

Советую также подписаться: