Трамвай как инвестиция
Зачем нужен общественный транспорт? Все скажут, чтобы перевозить людей, и это совершенно верно. Но лишь один из ста дополнит, что это ещё и выгодная инвестиция. Дело в том, что наличие общественного транспорта на улице - это стабильность и транспортная независимость для населения, а для бизнеса это показатель наличия потенциальных покупателей. Иными словами, общественный транспорт жутко увеличивает привлекательность городской местности. Но не весь общественный транспорт одинаково хорош в этом плане.
Самый плохой вариант с точки зрения инвестиции. Почему? А нет стабильности, сегодня он ходит по улице, а завтра маршрут изменили и его уже нет. Электробусов это тоже касается.
Уже лучше, ибо висят провода. Риск того, что движение снимут менее вероятен - кто захочет заниматься контактной сетью? Это тебе не автобусу маршрут рисовать.
Самый идеальный вариант - если на улице кладут рельсы, то это на десятилетия. Именно поэтому часто в прокладке трамвая участвует частный капитал. К примеру, в Сиэтле 50% стоимости (а это 26 миллионов $!) трамвайной линии в район Саут-Лейк-Юнион оплатили частники. Зачем? А просто пока эту линию только проектировали и стоили - земля подорожала вдвое, покрыв сумму инвестиций.
В Портленде за счёт новой трамвайной линии на север города стоимость земли и недвижимости вдоль путей выросла от 44 до 400% (а город прогнозировал рост всего на 34%).
Поэтому, к слову, трамвай часто используют для того, чтобы "оживить" отдельные упадочные районы - стоимость строительства отбивается косвенными доходами с новых торговых точек и девелоперских проектов. По такому пути пошли многие города, к примеру Мемфис, Тампа, Лит-Рок, Детроит и другие.
строительство трамвайной линии в Детройте
А это вообще бомба с точки зрения инвестиций. Правда это сложнее и намного дороже, плюс поезда не ходят по улице (его наличие не очевидно при просмотре перспективы улицы), но станция с туннелями минимум лет на сто. Не помню точно, но, по-моему, в Нью-Йорке некоторые ветки метро в своё время строились не из транспортных целей, а именно как задел под девелоперские проекты.
К слову, создание велоинфраструктуры тоже считается вложением - после появления велополос на улицах, стоимость недвижимости растёт, хоть и не так сильно, как от того же трамвая.
Если говорить про Россию, то есть проекты, в которых общественный транспорт (точнее трамвай и метро) рассматривается в том числе с точки зрения инвестиции в будущую застройку территории. Но это скорее исключение из правил, обычно мало кто об этом задумывается в принципе.