November 17, 2015

Театр безопасности

В очередной раз метрополитен усиляет досмотр на станциях и закупает ещё больше металлодетекторов. Если честно, то это уже начинает напоминать рекламу фэйри, которая каждый год становится в два раза гуще, хотя если бы это было так, то она уже перестала бы течь. Естественно все рамки металлоискателей и эта показуха не имеет ничего общего с реальной безопасностью, ибо в метрополитене огромные потоки людей - попробуй досмотреть каждого в пиковые часы на Комсомольской. Кроме этого, рамки бессмысленны и по другой причине - на станциях вмонтированы взрывчаткоуловители, которые спрятаны от глаз людей, но при этом куда эффективнее. Можно ли объяснить все эти лишние траты и имитацию деятельности? Да - это театр безопасности.

Термин Театр безопасности был придуман специалистом по компьютерной безопасности и писателем Брюсом Шнайером для его книги Beyond Fear: Thinking Sensibly about Security in an Uncertain World, но получил распространение в кругах безопасности, в частности, для описания мер безопасности в аэропортах после терактов 11 сентября, но в нашей ситуации оно тоже подойдёт.

Театр безопасности — явление в обществе, когда целью проводимых мероприятий заявляется повышение безопасности, но по факту не делается ничего для её достижения, зато создаётся её имитация. Он требует реальных денежных расходов (сколько там потратили на рамки в Москве? По-моему около 2 млрд), но по определению не даёт никаких преимуществ в плане безопасности, или эта выгода настолько минимальна, что не стоит этих затрат. Театр безопасности, как правило, вводит ограничения или заставляет людей проходить весьма специфичные процедуры, которые можно воспринять как ограничения личной свободы и неприкосновенности частной жизни.

Поскольку меры безопасности часто узки и специфичны (например, сосредотачиваются на потенциальных взрывчатых веществах в обуви), они позволяют потенциальным злоумышленникам найти другие методы атаки, или же найти слабые места проверок (ведь процедуры и методы стандарты и они как на ладони - смотри, наблюдай, анализируй и делай выводы)

Во многих случаях навязчивые меры театра безопасности создают вторичные негативные последствия, реальную стоимость которых трудно оценить. Эти последствия часто связаны со страхом, например, человек, видя большое количество вооружённых охранников и тщательные обыски, начинает нервничать, считая, что рядом есть реальная опасность. В контексте авиаперелётов, этот необоснованный страх приводит к тому, что часть граждан отказывается пользоваться воздушным транспортом — этот отказ является по сути необдуманным, контрпродуктивным. С метрополитеном примерно аналогично - лично мне стало куда менее комфортно проходить через все эти рамки, и я знаю, что я такой не один.

С другой стороны, ощущение безопасности иногда важнее реальной безопасности. Если потенциальные жертвы чувствуют себя защищёнными, то они могут действовать, избегая парализующего страха (ложь во спасение). Кроме того, потенциальные злоумышленники могут вообще отказаться от проведения атаки в данном месте или же направят своё внимание на цели, выглядящие менее охраняемыми.

На эту тему есть даже видео, где всё чуть нагляднее: видеоневставляетсявпост

И ладно бы одна Москва занималась театром безопасности, но это перекинулось на Санкт-Петербург:

Вчера установили контрольные рамки в вестибюле станции Международная, фото giper.livejournal.com

Следующим шагом ждём рамки в трамваях и в булочных, и чтобы на одну рамку по двое охранников.

Местами нагло скопировал текст из википедии

добавить меня в друзья

Советую также подписаться: