November 18, 2015

Обратная сторона одностороннего движения

Порой, когда решение какого-либо вопроса отдаётся на откуп одному специалисту, вместо решения проблемы он усугубляет её. Именно такая ситуация часто происходит, когда двухстороннюю улицу превращают в одностороннюю.

Казалось бы, если есть две узкие параллельные улицы, то почему бы там не ввести одностороннее движение? От этого же все выиграют. Но, увы, как показывает практика, это лишь вредит транспорту и экономике города.

Почему так происходит?
Во-первых, односторонние дороги менее безопасны, чем двухсторонние – нет успокоения трафика из-за отсутствия левых поворотов, что расслабляет водителей и делает комфортной быструю езду. Плюс надо помнить, что чем больше полос и выше скорости на улице, тем менее она привлекательна для пешеходов.

Во-вторых, односторонние улицы поощряют маятниковую миграцию населения, из-за чего транспорт и потоки людей распределяются неравномерно по городу. Именно от этого проигрывает экономика города – небольшой бизнес начинает терять покупателей из-за той самой неравномерности. Особенно страдают те, кто попал на улицу, где преобладает поток утром, так как большинство покупок совершается в вечерние часы после работы.

Показательный пример - американская Саванна, где в 1968 году ввели одностороннее движение на Ист-Брод-стрит. Через несколько лет выяснилось, что 2/3 налогоплательщиков покинули улицу. После возвращения на улицу второго направления, в тот же год, количество бизнеса возросло на 50%.

Другой пример - Ванкувер и их Мейн-стрит. Мэрия пыталась реанимировать центр, заказывая многомиллионные проекты, но федеральный центр тянул с субсидиями. Поэтому городские попробовали сделать всё малыми силами, вернув 16 ноября 2008 года двухстороннее движение. В течение недели на улице подскочила цена недвижимости и бизнес активно стал ею интересоваться – ведь теперь она стала более доступна (это было в разгар финансово-экономического кризиса). А пробки, которых так все боялись, так и не появились.

В-третьих, почему-то никто особо не уделяет этому внимания, но из-за односторонних улиц значительно увеличиваются перепробеги автотранспорта. Например, чтобы проехать от Большого театра до ГосДумы (а это около 250 метров) нужно сделать крюк в 4 километра:

Таким образом, пытаясь облегчить жизнь водителям, часто мы лишь ещё больше заполоняем машинами улицы, провоцируем перепробеги и тем самым увеличиваем заторы. Тут бы вернуть двустороннее движение.

В-четвёртых, иногороднему человеку трудно разобраться в движении – оно перестаёт быть интуитивно понятным. Хотя неудобства появляются и у горожан, особенно у пользователей общественного транспорта. Для них всё становится совсем плохо. Одно дело, когда ты приехал на одном автобусе, потом перешёл дорогу и уехал на нём же. И совсем другое, когда нужно ещё найти свою остановку своего автобуса на совсем другой улице.

В такой ситуации без хорошей навигации не разобраться. В этом плане выделенные полосы встречного движения в Москве довольно хороший вариант, плюс они повышают удобство общественного транспорта по отношению к личному. К сожалению, есть такие выделенки не везде, а местами их уже успели убрать, но надеюсь, что когда-нибудь вернут.

Сретенка

Поэтому к созданию односторонних улиц нужно подходить очень аккуратно, просчитывая побочные эффекты. От ввода одностороннего движения стоит отказаться, в случае:
- "сложных" (изогнутые улицы, а не чёткая сетка квадратов) кварталов;
- кварталов большой длины (более 200 метров);
- широких улиц (восемь полос в одну сторону на Охотном ряду приносят больше вреда, чем пользы).

Или придётся потом всё исправлять и делать как было, к примеру, как на Оксфорд стрит в Манчестере, которой вернули двустороннее движение 1 ноября:

Хотя даже там, где оно работает вполне сносно (Нью-Йорк, к примеру), переход к двустороннему движению во вред тоже не пошёл бы.

Материал подготовлен мною специально для

proboknet.

добавить меня в друзья

Советую также подписаться: