Лекция в ЦОДДе
Позавчера пресс-служба Деп.Транспорта пригласила меня послушать лекцию Александра Полякова «Меры, принимаемые транспортным комплексом столицы, по повышению безопасности дорожного движения» для студентов МАДИ (автодорожный ВУЗ) в Ситуационном центре Центра организации дорожного движения (ЦОДД). Поляков, если кто не знает, зам. руководителя ЦОДДа.
Шёл я туда со смешанными чувствами. С одной стороны, я готовился к худшему, типа вот мы делает ограждение тротуаров для безопасности, эстакады, светофоры делаем для пешеходов красными по 3 минуты и так далее. С другой стороны, ЦОДД - всё-таки не контора строителей, которые заинтересованы в тех самых переходах и эстакадах, а организация, подотчётная департаменту транспорта, а там всё-таки большинство - вполне адекватные люди с современным виденьем транспорта в городе. Но вышло, как обычно, ни то и ни другое, а скорее что-то третье.
01. В итоге 2/3 лекции было посвящено не безопасности, а интеллектуальной транспортной системе (ИТС) и аналитической работе ЦОДДа:
02. Студентов, кстати, было немного жалко - их просто усадили на пол в ситуационном центре. Я конечно за неформальное общение, но всё-таки это должно идти от человека, а не "мы на месте, садитесь на пол, он чистый":
03. Хотя сам я стоял все полтора часа
04. Если кратко, то цель ИТС - переразгрузить машины по всем улицам равномерно с помощью общения с водителем и управления светофорами. Обещают даже приоритет общественному транспорту дать. Для этого сейчас идёт накопление истории с выявлением проблемных участков.
05. Кроме этого, идёт сбор информации о чём только можно, всё мониторится и записывается. К примеру, следят за московскими таксистами (несколько компаний предоставляют свои данные, в том числе Яндекс), чтобы потом делать парковки для такси в местах максимальной концентрации:
06. Свободные и занятые борта в реальном времени:
07. Также и с общественным транспортом:
Кстати, общественным транспортом в часы-пик пользуется 71% всех людей, хороший показатель.
08. Внутри ТТК и на вылетных магистралях, кстати, уже есть комплексные схемы, на которых отмечены все знаки и разметка, соц. объекты и тд - капитальный труд.
09. Ну и конечно же следят за машинами, как с помощью камер, распознающих номер, так и с помощью датчиков:
На их основе потом делают матрицу корреспонденций, историю и прогноз.
11. При этом студентам элементарным языком и с помощью сторонних фактов объясняли пользу светофоров, выделенных полос и эвакуации. Что благодаря первым идёт управление трафиком, а благодаря вторым время приезда скорой с 20 минут сократилось до 8 и тд:
14. Ну а теперь о безопасности, тут скорее сбылся мой негативный план.
15. Как ЦОДД повышает безопасность? А вот так:
Пункта повышения безопасности переходов нет вообще
Парковка, односторонняя улица, ограничение скорости. В целом всё нормально, но, как мы знаем, парковка успокаивает трафик. Да, возможны аварии, но они будут на невысоких скоростях и без жертв. Приводили в пример Садовое кольцо, где после ликвидации парковки снизилось количество ДТП. Но проблема то там не в парковке, а в высоких скоростях. И теперь пешеходов ничего не защищает от машин, летящих на скорости 80 и более км/ч.
Одностороннее движение тоже не всегда плюс, как мы знаем, но ЦОДД говорит, что стало меньше ДТП, однако нет градации степени тяжести ДТП, ведь раньше скорости на двусторонней узкой улице были небольшие, и аварии были уровня "поцарапал дверь", то после ввода одностороннего движения скорости наверняка вырастут, соответственно и степень тяжести ДТП возрастёт.
Ограничение скорости, со слов руководителя, вводятся в основном в целях улучшения трафика (не секрет, что чем меньше скорости - тем больше пропускная способность улиц, за счёт сокращения дистанций). Про успокоения трафика для повышения безопасности пешеходов, велосипедистов да и самих автомобилистов не было сказано примерно ничего. Это печально.
Однако всё не так плохо, всё-таки не говорилось про автомобильное чудо, что надо делать бессфетофорные магистрали, убирать светофоры и пешеходов с улиц и т.д. Кроме этого, судя по вопросам студентов, уровня "а почему вы не убираете светофоры и не строите эстакады, вот в США всё в эстакадах", попытка объяснить им современную модель развития транспорта основываясь на принципах и элементарной логике не получилось бы - не готовы они, ведь чему может учить автодорожный ВУЗ, который располагается на Ленинградке, т.е. студенты которого каждый лень смотрят на градостроительную ошибку, и принимают её как должное? Правильно, строить дороги, а не улицы. Поэтому и объяснили всё на уровне бытовой логики, без углублений. Ну мне хочется в это верить.