December 16, 2015

Безопасность по-норвежски

Норвежский совет по безопасности дорожного движения (Trygg Trafikk — ТТ) объявил, что по состоянию на начало декабря в ДТП на дорогах страны не погиб ни один ребенок в возрасте до десяти лет.Глава совета по безопасности Ян Йохансен относит такую более чем положительную динамику к активному использованию детских автокресел и ремней безопасности, а также к увеличению количества пешеходных и велосипедных дорожек.Если тенденция сохранится, то 2015 год войдет в историю скандинавского государства как первый отчетный период с таким идеальным показателем.
источник

А мы всё так же пытаемся изобрести квадратное колесо, и удивляемся, а чего телега не едет. В чём сложность перенять зарубежные программы нулевой терпимости к смертям я не понимаю. Видимо пока не собьют ребёнка Путина - ничего не поменяется.

Под катом пост про нулевую терпимость, что это и зачем.

Vision Zero — шведская программа безопасности дорожного движения

Базовым принципом программы является недопустимость дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом. Данный принцип ещё называют принципом «нулевой терпимости», согласно которому, нельзя относиться к смертям на дороге как к неизбежному злу, связанному с автомобилизацией.

Основной подход программы к этой проблеме призван снять с водителей основную вину за смертельные происшествия на дорогах, сделать так, чтобы в решении проблемы участвовали и те, кто строит и обслуживает дороги, производители автомобилей. Разработчики программы понимают, что водители — обычные люди и будут ошибаться всегда. Однако необходимо организовать дорожное движение таким образом, чтобы ошибки людей не приводили к смертельным исходам.

Средства достижения результата

  • Перекрёстки с круговым движением. Несмотря на то, что светофорное регулирование вроде как эффективнее, но, как правило, аварии на них приводят к более тяжёлым последствиям, чем на перекрёстках с круговым движением.
  • Дороги с разделительным барьером. Решение эффективно предотвращает аварии, связанные со столкновениями встречного автотранспорта. Строительство разделительных барьеров активно ведётся в Швеции с 1998 года.
  • Ограничение скорости в населённых пунктах до 30 км/час. По исследованиям учёных, именно скорость в 30 км/час является пределом, при котором большинство пешеходов выживают при наездах транспорта. Власти населённых пунктов Швеции получили полномочия самостоятельно определять участки для введения данного ограничения.
  • Очистка прилегающих к дорогам территорий. Для минимизации последствий съезда транспорта с дороги с прилегающих территорий были убраны опасные предметы: камни и деревья, установлены заборы.
  • Подробное расследование аварий со смертельным исходом. Все дорожные аварии со смертельным исходом расследуются специальной комиссией. По окончании расследования предлагаются решения, которые бы позволили избежать повторения случившегося.
  • Напоминания о ремнях безопасности. Производимые в стране автомобили оснащаются системами напоминания о ремне безопасности, показатель использования ремней в таких автомобилях достигает 100 %.
  • Алкозамки. Технология, предназначенная уменьшить количество случаев вождения в нетрезвом виде.
  • Фоторадары. Средство контроля за установленными ограничениями скорости на дорогах.
  • Велосипедные шлемы. Все дети до 15 лет обязаны использовать шлем при езде на велосипеде.

Программа начала претворяться в жизнь в 1997 году, когда на дорогах гибли 541 человек. На 2012 год, несмотря на рост автомобилизации, на дорогах погибло 286 человек.

Программа признана удачной, поэтому не мудрено, что её стали заимствовать и другие города/страны. Например, Нидерланды, Великобритания и США. В последнем случае, это Сан-Франциско, Портленд, Бостон и Нью-Йорк, о последнем и поговорим конкретнее.

Запуск проекта Vision Zero в городе стартовал в январе 2014 в районах Bronx, Brooklyn, Manhattan, Queens, Staten Island. Детально предлагаю разобрать район Манхеттена, ибо он наиболее оживлённый и опасный в плане ДТП в городе (2,1 смертей на 100 000 жителей).

Как и любое крупное начинание, работа началась с исследований и аналитики. Выяснилось, что с 2007 по 2012 доля смертей пешеходов в ДТП выросла с 51% до 58%. Также изучению подверглись степень вины каждого участника движения, влияние времени суток на это и так далее.

Больше всего дтп с пешеходами происходит в промежуток с 21.00 до 24.00, если в среднем по Нью-Йорку показатель в это время равен 15% от общего числа, то на Манхеттене это 25%. В основном людей сбивают:

Так как остров Манхеттен- густонаселённый район, финансовый и культурный центр, то людей здесь больше всего (можно провести аналогию с нашими центрами и спальными районами), поэтому виновников- пешеходов здесь больше, чем в других районах НЙ:

слева- Манхеттан, справа- весь НЙ. Оранжевый цвет- виноват автомобилист, серый- пешеход, серо-оранжевый- обоюдная вина.

Помимо этого, была проведена большая публичная работа, где опрашивали пешеходов и представителей местных общин. На их основе также был составлен рейтинг того, что не нравится людям:

Выяснилось, что в основном людям не нравятся большая скорость транспорта и не пропуск пешеходов

Проводились также публичные воркшопы:

А также был создан специальный сайт, где каждый мог высказаться:

Таким образом, был создан специальный общий рейтинг аварийности дорог и перекрёстков, на основе которого были выявлены самые опасные дороги и перекрёстки города:

В него вошли десятки улиц и перекрёстков:

кратко: 11% (90км) дорог Манхеттана надо переделать

Было выявлено 2 самых опасных района, один из которых- Чайнатаун:

план детально

И так, подготовительная работа выполнена, места обозначены, что дальше? Строительство многоуровневых развязок и подземных переходов? Нет.

до и после

Подготовлено порядка 50 инженерных решений для успокоения трафика;

  • Создание и регулировка пешеходных фаз на светофорах;
  • Настройка светофоров, чтобы избежать высоких скоростей в вечерние часы-пик;
  • Регулирование времени доставок и разгрузок в районе, чтобы грузовики ездили во время, когда пешеходов меньше всего;
  • Создание защищённых велодорожек;
  • Разъяснительно- учебные программы;
  • Увеличение камер фото-фиксации;
  • Улучшение работы полиции.

Что?! Как!? Да это же не поможет и убьёт движение в городе!

Как видно, некапитальная реконструкция всего одного перекрёстка снизила аварийность на 1/3, при этом не парализовав район:

В прошлом году на ряде улиц был установлен скоростной режим в 40км/ч, а также удалось добиться минимального показателя смертности людей на дороге- погибло 132 человека, хотя в 2013 их было 180 (максимально высокий показатель за всю историю, кстати).

В этом году программа развернётся по полной, будут также вводится зоны 30 км/ч, проводится дорожная диета, чтобы сузить полосы и так далее.

сейчас

будет

Но почему же вся программа крутится вокруг пешеходов? Ответ прост- это самый незащищённый участник дорожного движения, и если защитить его, то также повысится безопасность велосипедистов и дорожного трафика в целом. Так, предыдущие проекты Нью-Йорка по реконструкциям городских пространств показали снижение аварийности на 22-71%. Помимо того, что каждый горожанин ценен для города, и город обязан идти на встречу каждому, гарантировав безопасность, данная программа также ориентирована на безопасность детей (в НЙ сейчас бэби-бум).

Подробнее о Vision Zero по-ньюйоркски можно подробнее прочитать на специальном сайте, а также на сайте Департамента Транспорта НЙ.

В следующий раз, когда чиновники будут говорить о безопасности и под/надземных переходах в одном предложении бейти в лицо, спросите, какие расчёты они делали, и почему жуткие капиталисты даже не задумываются о таком решении.

добавить меня в друзья

Советую также подписаться:

Посты по теме:
7 правил безопасности

Улица и шоссе, в чём разница?

Борьба с ветряными мельницами