January 18, 2016

Куда мы денем все эти машины? Три шага.

Как только город начинает как-то физически ограничивать автомобилизацию, сокращая число парковочных мест на улице, делая дворы для пешеходов и тд и тп - возникает логический вопрос "а куда мы денем существующие машины?". Опустим момент, что вопрос парковки машины - забота автовладельцев, а посмотрим, как и что будет происходить при таком развитии событий. Я бы выделил три шага реформирования.

Шаг первый.

Москва, ул. Пушечная. Было.

Москва, ул. Пушечная. Стало.

Когда город только начинает точечно ограничивать количество парковочных мест, то машины частично перераспределяются на другие улицы/дворы. Да, кто-то скажет, что это всё забито и сейчас, но практически всегда можно найти место. Да, это будет чуть дальше, возможно ближе к пром.зоне или пустырям, но это реально и так будет происходить в первое время. Звучит страшно, но в центре Москвы сейчас примерно так и есть, и не сказать, что это что-то ужасное, как правило, это происходит постепенно и не сильно заметно.

Шаг два.

Когда из исключительных проектов по сокращению парковочных мест, программа перерастает в полномасштабную, когда в прямом смысле охвачено полгорода, то запасы "жирка" в виде пустующих площадей из первого шага уже не спасает. Спрос подскакивает, и вот теперь уже выгодно не просто накидать асфальт на пустырь, сделав там парковку, а повышать эффективность. Как? Надстраивая этажи или уходя под землю (читать про правильные паркинги: http://gre4ark.livejournal.com/277532.html). Но само строительство займёт какое-то время. И да, ключевой момент, что строить парковки должны частные инвесторы, а не город.

Кроме этого, такое развитие событий вызовет определённое снижение автомобилизации - количество неудобств начинает перевешивать плюсы автомобиля, особенно для тех, кто пользуется им редко. В конце концов, машина не является чем-то особенным - её можно как купить, так и продать (в том числе в другие города).

Шаг третий.

Собственно тут полномасштабно входит частный капитал, которому становится выгодно строить паркинги, удовлетворяя спрос. Думаю многие из нас видели многоуровневые паркинги, которые сейчас стоят пустыми - происходит это как раз за счёт того, что можно встать где-нибудь на улице, легально или на тротуаре, но бесплатно и, главное, физически можно:

В этом же шаге такая возможность пропадает и выхода особо не остаётся, кроме как поехать на многоуровневый паркинг. В каком-то смысле начнётся даже конкуренция, что вызовет как минимум сдерживание цен, а как максимум - выгодные предложения.

___________

Практически все крупные города мира, так или иначе, но уже на третьем шаге, как минимум в центре (кто путешествует на машине подтвердит, что часто легче встать на парковке какого-нибудь торгового центра или бизнес-центра, чем найти место на улице). Где Москва? Мне кажется, что примерно на втором шаге: в центре уже есть места, где припарковаться можно только на внеуличных парковках (Кузнецкий мост, частично Мясницкая), но говорить о чём-то полномасштабном всё же ещё рано. Особенно в спальных районах, где потребность в паркингах большая, а желание жителей освобождать дворы меньше всего. Но это, как мне кажется, вопрос времени, и ввод платной парковки с жёстким контролем на окраинах потихоньку простимулирует как строительство паркингов, так и жителей парковаться не абы как и где, а на парковках.

PS прошу заметить, что речи о полной ликвидации уличных парковок не идёт - это не нужно и будет откровенно вредно. Но такие парковки малоэффективны, поэтому должны быть дороже стоянки в многоуровневом паркинге.

PPS говорить о сроках как-то не хочется - уж очень много неизвестных. Но мне кажется, что каждый шаг может уместиться в 3-4 года.

добавить меня в друзья

Советую также подписаться: