January 25, 2016

Вятка

На выходных побывал в славном городе Вятка (он же Хлынов). Давайте прогуляемся немного по нему и посмотрим, чем он живёт и отличается от других городов.

01. Первое, что заметит любой понаехавший из столицы - снег. Его много и он красивый:

02. ... и он белый! Никаких реагентов и солей - оказывается снег можно просто утрамбовывать, при этом не сказать, что скользко. Типичный тротуар:

03. Природа сама намекает, что лучше идти пешком, а не парковаться:

04. И благодаря этому же снегу хорошо видны места, где нужен пешеходный переход:

05. В общем ляпота:

06. Хотя детские площадки можно было бы и откопать:

07.

08. Есть ещё один косвенный плюс - за счёт снега смывается грань между дорогой, парковкой, газоном и тротуаром, поэтому видно грязи на газонах из-за автомудаков, да и злиться на парковку на тротуаре не так хочется, ведь тротуара особо и не видно. Хотя понятно, что всё это есть, но за счёт того, что внимание не акцентируется, общее впечатление о городе лучше. Хотя таким бы я всё равно лобовое стекло кефиром залил на морозе:

09. А ещё тут ставят живые ёлки во дворах, community-building в действии:

10. В Вятке, неожиданно, довольно мало бараков обамки. Не знаю, чья заслуга, но скорее всего строителей-пироманов:

11. Старое деревянное зодчество, зато, найти ещё можно:

12. Но с каждым годом и его всё меньше. К сожалению, мало кто понимает его ценность, считая пережитком прошлого, а не историей. Зато в Вятке есть Дом-музей Салтыкова-Щедрина, где ещё можно пощупать настоящие наличники и сфотографировать красивую резьбу:

Жалко, что по какому-то недоразумению кто-то разрешил воткнуть сзади такой красоты унылое дерьмо.

13. Как я понял, настоятель музея, или просто городской активист, при данном музее собирает части уцелевших элементов резьбы на домах, в том числе и на тех, которые сносят. Одним словом молодец, за счёт таких энтузиастов ещё что-то и держится у нас:

14. Есть в городе и сохранившаяся каменная красота:

15. Но найти ракурсы без паутины проводов надо ещё постараться:

16.

17. Спасская - местная пешеходная улица. Как и в Калуге (http://gre4ark.livejournal.com/279475.html), идёт она лишь одни квартал, но обсуждают варианты продления зоны:

18. Если снаружи за памятниками ещё следят, то внутри... Это дом как раз на Спасской:

19. Зато попадаются артефакты прошлого, типа вывесок:

20. Некоторые было бы хорошо восстановит. Например, на центральном почтамте. Почта России, может сделаешь доброе дело? Всё равно унылую вывеску над входом скоро снимать - она вся облупилась.

21. Вятка-автомат просто космос:

22. Увидев такое в Москве, я сказал "фу, совок". А в Вятке такие ценники смотрятся очень мило:

23. И это при том, что в городе есть полноценные туристические центры, чего нет даже в Москве:

24. ... и QR-коды, которые хоть и крайне бесполезные, но в отличие от Москвы сделаны не так убого и не портят вида самих зданий:

25. Вообще, несмотря на то, что город не славится туристическим центром (а жаль), бизнес и городская среда вполне для этого приспособлены. Взять те же частные музеи города, которых довольно много. Если бы не было спроса (или перспективы спроса), то их бы тут просто не было:

26. Кстати можно сделать символом туризма сосульки - их тут много и они на каждом шагу. Такого безобразия я давно не видел:

27. Плюс в городе какое-то тотальное отсутствие общественных зон. И я не говорю о современных даже, в Вятке элементарно сложно найти даже скамейку! На одной из центральных площадей города главная активность - водить хоровод вокруг ёлки или автохлама:

28. Хотя местами даже сам рельеф подсказывает, что тут можно сделать шикарное место:

29. Из приятных мелочей в центре города: несколько пешеходных переходов освещаются дополнительно, это правильно:

30. Такое должно быть у каждого перехода, особенно у нерегулируемых:

31. Много велопарковок, насколько я знаю, их установкой занимались местные активисты:

32. Мусорные баки с педальным открытием - из таких животные не смогут таскать отходы и мусор не будет разлетаться:

33. Из неприятного: памятник террористу (и снова привет Калуге):

34. Огромное количество обмотанных сектой-рабицей столбов, которые рвутся и могут поранить или испортить одежду, и это в то время, когда существует огромное количество других способов сделать поверхность менее дружелюбной для незаконных объявлений:

35. И уродское здание с названием, которое полностью говорит об отсутствии фантазии у владельцев:

36. На современной застройке и архитектуре остановимся поподробнее. Если кратно, то всё ужасно. Если детальнее, то в городе даже нет главного архитектора. Вообще. Даже должности такой не существует. Стоит ли удивляться таким новым домам?

37. Это новый микрорайон с романтическим названием Чистые пруды. На названии всё хорошее и заканчивается, а перед взором открывается стандартное гетто:

38. Застройка территории началась в этом веке, хотя планы были ещё в 70х годах:

39. Советская микрорайонная градостроительная школа, которая устарела ещё в тех же 70х годах прошлого века, воплощается в веке текущем, а пожимать плоды и исправлять ошибки будем лет эдак через 40:

40. Пока весь мир сносит такое (http://gre4ark.livejournal.com/80591.html), мы строим:

41. Комфортная городская среда соразмерного человеку масштаба с приоритетным развитием общественных пространств:

42. Лабиринт ко входу:

43. Похоже ли это на подъезд Человека? (http://gre4ark.livejournal.com/190243.html):

44. Единственное сходство, и вообще отличие этого мкр от тысяч других по России - тут двери либо полностью прозрачные, либо с прозрачной вставкой. Это правильно и хорошо:

45. И пара слов про общественный транспорт. В городе есть троллейбусы и автобусы. Трамвай в городе ходил с 1941 по 1943 год, когда депо было разобрано на стройматериалы - недолгая и грустная история. Троллейбус в городе как раз и появился как замена трамваю. Сейчас доля рогатых в городе не очень большая, а примерно процентов 40 автобусов - скотовозки типа ПАЗиков. Единственные нормальные автобусы - это б/у машины из Казани:

46. Остановки, которые являются лицом транспортной системы города, часто отсутствуют:

47.

48. Н - навигация:

49. Даже на указатели на подвижном составе умудрились испортить рекламой:

50. Примерно в 3х местах есть что-то типа образцово-показательных остановок. Но это по мнению чиновников, я думаю. Даже электронное табло есть:

51. ... и навигация, которая полностью бесполезная, ибо кто-то догадался сделать прозрачный фон:

52. Карта местности:

53. А вообще, мы с командой в Вятку приезжали не просто так, а по приглашению местного дизайн сообщества и Красивого Кирова прочитать лекцию об общественном транспорте и транспортной навигации. Радует, что у горожан и организаций есть запрос на знания и желание менять город:

54.

И ответ на вопрос, который наверняка задали себе многие, почему я называю Киров Вяткой? А всё просто, я считаю, что городу нужно вернуть историческое название. Во-первых, это будет справедливо, ибо называться в честь номенклатурной элиты тоталитарного прошлого в современном мире не стоит. Во-вторых, как ты корабль назовёшь - так он и поплывёт. Ехать в Киров, если честно, не хочется, ибо возникают нехорошие ассоциации с совком и обезличенностью. Да простят меня жители Дзержинска, но с ними история точно такая же. Если город имеет амбиции и хочет развиваться, привлекая новых людей и туристов, то с таким названием это будет крайне сложно. По нашему же примеру скажу, что мы с товарищами были приятно поражены городом, ибо ожидания были куда хуже (если бы нас не пригласили, то скорее всего мы бы никогда и не приехали), потому что не думали, что город такой интересный. А с учётом того, что заграничный туризм сейчас заменяется внутренним, то город может вполне перетянуть к себе поток людей, продавая двухдневные туры.

Знаю, что жители против такого, но это типичный случай консервативного подхода, когда любые изменения принимаются в штыки, но с этим можно и нужно работать (возможен переходный период, когда туристическим брендом станет именно название Вятка).

Спасибо Интерактивному агентству NOVADO и Центру современного искусства «Галерея прогресса» за помощь в организации лекций по городской навигации и общественному транспорту

добавить меня в друзья

Советую также подписаться:

Посты по теме:
Мои путешествия