Израильская дорога
Израиль – страна молодая, но быстрорастущая, где подавляющее число городов начинали строить полвека назад, а то и позже. При этом Израиль страна победившего автомобиля – без личного транспорта по стране практически невозможно перемещаться, так как общественный транспорт дорогой и развит не очень хорошо (хотя за последние несколько лет ситуацию изменилась в лучшую сторону), а в шабат общественный транспорт в принципе перестаёт ходить с 5 часов вечера пятницы и до воскресенья. Поэтому остаётся либо машина, либо такси с маршруткой.
При этом израильские города безопасны и удобны для пешеходов и велосипедистов, даже для детей. В чём же секрет? В правильной организации дорожного движения, конечно же.
В мире давно принята следующая классификация: улица и дорога. Улица – общественное пространство для горожан с определённой провозной способностью (а не пропускной, как любят некоторые заявлять). А есть дорога – это место для автотранспорта, куда не пускают велосипедистов, пешеходов, а иногда и общественный транспорт. В городских условиях такая дорога называется вторым контуром (первый – улицы).
Среднестатистическая улица в Израиле выглядит так
Чаще всего это идут улицы с 2 полосами движения, или же 2+2 с разделителем. Перекрёстки часто организованы в виде круга, который не только дешёвый, но и хорошо успокаивает движение, либо же регулирование светофором
В 90% случаев на перекрёстке будут островки безопасности, которые также успокаивают трафик, но кроме этого помогают разбивать светофорные фазы. Иными словами, вместо того, чтобы ждать зелёный сигнал через 4 полосы одну минуту, пешеходам нужно ждать 30 секунд, чтобы перейти 2 полосы, и ещё 30, чтобы перейти оставшиеся 5 метров. Такое решение снижает желание нарушить ПДД, ибо ждать приходится не один раз, но долго, а два раза, но понемногу
К слову, обычное количество полос не больше двух в одну сторону не случайно – при двух полосах каждая полоса достигает максимальной эффективности, дальше же, при добавлении каждой новой, линейного увеличения пропускной способности не происходит из-за роста количества перестроений. Плюс чем больше полос – тем больше шума и тем опаснее улица.
Часто на улицах можно встретить нерегулируемые съезды с пешеходным переходом, в таких местах всегда будет стоять мигающий знак
Если говорить о планировке территории, то в новых жилых массивах часто делаются тупиковые проезды, чтобы минимизировать транзитный трафик. При этом пешеходные и велосипедные связки остаются сквозными, благодаря чему в жилой зоне куда проще ходить пешком или ездить на велосипеде, чем на машине.
К слову о хранении машин. Более-менее новые дома строятся с расчётом одна квартира – одно машиноместо. Но есть два НО: во-первых, в Израиле не принято делать маленькие квартиры, поэтому домов-общаг нет. Вполне возможно, что в одном подъезде в доме на 5 этажей будет всего 10-15 квартир и столько же парковок. Во-вторых, естественно, эти машиноместа не идут в подарок с квартирой, а выкупаются.
Примерно так выглядит среднестатистический двор:
Парковка вдоль улиц практически всегда платная, либо же ограничена по времени (в том же Тель-Авиве или Иерусалиме часто платная парковка ограничена по времени. Хотя в жилой зоне, чаще всего, места будут размечены для резидентов. Одна из особенностей Израиля в том, что о платности/бесплатности парковки можно узнать по цвету бордюра.
А это платная (красно-белая разметка – места с запретом остановки и стоянки):
В связи с этим, припарковаться в городе легче и дешевле на частном паркинге, которых довольно много. Но тут всё логично, ведь когда появляется платная парковка на улице, то появляется и конкуренция, поэтому частным компаниям становится выгодно строить внеуличные паркингки, повышая эффективность использования земли и делая цену ниже, чем на улице. Это работает и в обратном порядке: пока парковка на улице бесплатная, то ни один частный инвестор добровольно не пойдёт строить публичный паркинг.
На улицах же можно встретить много деталей, отличных от наших. Например, указание направлений движения над светофорами с подсветкой
Израильтяне не страдают знакоманией, когда всю улицу увешивают огромными знаками. Тут знаки ставятся лишь самые необходимые (расчёт на то, что водитель не идиот, а если и идиот, то пусть платит штрафы, либо ходит пешком) и те меньше размером, чем у нас
В жилой зоне весьма распространены улицы с ограничением скорости в 30 км/ч. Делается это для удобства и безопасности жителей:
Выделенные полосы помечаются жёлтой разметкой, как на дороге…
А теперь о втором контуре, или о внутригородских дорогах. Как правило, чисто городских дорог нет, зато иногда загородные трассы проходят через город, как тут в Тель-Авиве:
Ехать по такой можно уже не 50 км/ч, как на улицах, а 90-110:
Любое прохождение подобных трасс через город разрывают городскую ткань и отрезает районы друг от друга. Но этот эффект можно минимизировать. К примеру, в Израиле такие дороги проходят в заглублении, за счёт чего люди могут перейти её беспрепятственно (под землю пускают машины, а не людей):
Вообще же, лучше всего такие трассы в городе накрывать сверху (парк, застройка – не суть важно), делая пространство комфортным для горожан. Насколько я знаю, в Тель-Авиве такие планы есть
В своё время локально были построены эстакады на улицах, но мы-то с вами хорошо знаем, что такое строительство – зачастую самый дорогой способ передвинуть пробку на 100м дальше. В Израиле их судьба печальная, к примеру, совсем недавно подобная эстакада была снесена ради строительства трамвая
Таким образом, при массовой автомобилизации и автомобилепользовании, израильские города не стали агрессивными для пешеходов и велосипедистов, так как там изначально не пытались сделать из улицы шоссе – это дорого и бессмысленно. Гуляя по городам, вы не встретите подземных или надземных переходов. Но за счёт продуманного проектирования и применения простых вещей, типа кругового движения или островков безопасности, ездить на автомобиле в городе удобно для водителей и безопасно для окружающих.
Конечно не всё идеально и правильно у них, и за излишнюю любовь к личному автотранспорту государство расплачивается пробками и дорогими инфраструктурными проектами, но уверен, нам есть чему у них поучиться в вопросе человечной организации дорожного движения.
Материал подготовлен мною специально для proboknet. оригинал: Чему можно поучиться у израильтян