Оставляй задел
Признаться честно, сам ловил подобные мимолётные мысли, но никак не мог их сформулировать в тексте. Так что спасибо Никите Маликову, с его мнением я полностью согласен:
А вы знаете насколько быстро сегодня наступает будущее? Настолько быстро, что пока архитектор или урбанист чертит проект, то он уже морально устаревает. Т.е. не спустя 40 лет после строительства как было век назад. Не к моменту реализации, как было 25 лет назад. По сути все, что сейчас глобального проектируется уже морально устарело. Пример, чтобы не быть голословным.
Десять лет назад город Масдар в эмирате Абу-Даби, ОАЭ, задумывался как первый в мире планово построенный город, существующий на возобновляемых источниках энергии. Про него вы можете отдельно почитать в интернете. Проект города разработан британским архитектурным бюро «Фостер и партнеры» и предусматривает полное отсутствие транспорта. Вместо него в городе от здания к зданию курсируют электрические самоуправляемые машины. Эта инновационная транспортная система была рассчитана на сеть из ста станций, однако строительство завершилось после постройки всего двух (расстояние между которыми лишь 800 метров). С годами этот дорогостоящий транспортный проект оказался бессмысленным, так как технологии развились настолько быстро, что машины с нулевым уровнем выхлопов стали широко доступны. Т.е. пока Фостер проектировал инновационную транспортную систему, в тысячи километров от него несколько гениев придумали машину Тесла.
У меня есть теория, моя личная: если я хочу запроектировать что-то достойное и величественное, то я должен сделать немного незавершенный или частично пустой проект. Нужно учитывать, что спустя 30-50 лет появится нечто такое, что изменит жизнь людей. Но, скорее всего, для его установки попросту не будет свободного места. Первые здания, улицы, города которые смогут принять будущее - это те, которые будут иметь свободное место и ячейки для установки артефактов будущего.
Поэтому я не совсем понимаю проекты, в которых люди стараются впихнуть максимум технологий настоящего, забить здание под завязку. Не понимаю урбанистов, рисующих генеральные планы территорий с максимально плотной застройкой и сеткой улиц, с сильной взаимосвязью между составными частями проекта.
Мне кажется, немцы сознательно (а может может и нет) сейчас активно внедряют минимализм в архитектуре и планировании. Это простота подразумевает и даже просит, чтобы через 20-30 лет ее дополнили чем-то, модернизировали. Да, на данный момент их современная архитектура по сравнению с классической проста (да даже в сравнении с конструктивизмом). Благоустройство у них часто без претензий и легко меняющееся. Улицы широкие и часто пустынные. Только не подумайте, что я их ругаю, у них не пусто и скучно. Все продумано и, если можно так сказать, много воздуха. Но разве не это шаг в будущее - создать огромную площадку для потенциальной работы инженеров через 10-20-30 лет.
Это лишь моя теория, основанная на моих наблюдения и общении с инженерами из Германии.