March 23, 2016

Калининград: уже не Россия, ещё не Европа

Думаю все знают краткую историю города Кенигсберг-Калининград – был их, стал наш. Частично, правда, но многое осталось после войны и страны советов. И даже для России, где города есть кардинально отличающиеся друг от друга, этот, пожалуй, самый интересный пример, ведь на остатки совершенно другого города перенесли людей с совершенно иным опытом и укладом, и сказали "живите теперь тут" (условно). Что из этого вышло?

01. Начнём с простого - чем город отличается от остальной России? Ну, брусчаточкой и типичной европейской жилой застройкой (местами), и это круто:

02. Из таких улиц не сделаешь монстра - они как были общественной зоной для человека, так и останутся. На них приятно жить и находиться:

03. Частично, правда, брусчатку закатали в асфальт в своё время, но сохранили, поэтому, когда кончается асфальт - начинается ровный немецкий камень:

04. В отличие от России, в городе догадались, что нужно... закрывать дырки колодцев на тротуаре!

05. А ещё здесь массово делают направляющие и островки безопасности:

06. Не всегда, правда, получается хорошо:

07. Плюс в городе научились подсвечивать пешеходов, а не знаки:

08. Хотя на дорогах шире 2 полос нужен светофор:

09. На западе принято нумеровать не дома, а входы, поэтому там нет подъездов. У нас же, как вы наверняка знаете, всё немного иначе (хотя нумерация входов куда удобнее). В Калининграде оставили старую систему домой навигации, подобного у нас не видел вообще:

10. Частично горожане переняли европейскую прагматичность, благодаря чему в городе осталось много артефактов прошлого:

11. Хотя свою роль, возможно, сыграла нехватка денег, но хочется верить в лучшее:

12.

13. Мусорный бак с подземный хранилищем из прошлого века? Вам сюда:

14. Немцы ещё с начала прошлого века догадались, что водосточные трубы надо уводить сразу в ливнёвку:

15. В городе не только сохранили это во многих местах...

16. ... но и продолжают местами делать и сейчас. Видел детсад с такой системой. Да чего тут говорить, в советской пятиэтажке даже смогли такое сделать!

Пользуясь случаем, хочу напомнить, что московские коммунальщики всё ещё не смогли освоить технологию прошлого века.

17. Хотя, порою поддержание старого заставляет импровизировать, напоминая, что вы всё ещё в России:

оригинал и нелицензионный аналог

18. Туристическая навигация? Есть:

19. Жд пути, уложенные ниже уровня улиц, что позволяет беспрепятственно переходить их по улицам и строить город над ними? Есть:

20. Видно, что благоприятная городская среда позитивно влияет на людей: в городе очень развиты придомовые сады, которые создаются горожанами:

21. Да, иногда трэшово:

22. Но тут главное поведение и желание сделать место вокруг себя чуть лучше. Сейчас это тренд экологического урбанизма на западе, а в Калининграде этого добра навалом даже в новых спальных районах:

23. Да, видно, что на дворы денег не дают, но сами жители за ними следят и не дают превратить их в свалку или парковку. В итоге они не выглядят заброшенными, а всё так же остаются дворами:

24.

Хотя, справедливости ради, таких дворов хоть и очень много, но есть и другие, где жители забили на всё и вся - там полное погружение в Россию по щиколотку.

25. Хоть в городе и портят фасады кондиционерами, тарелками и хаотичным остеклением, но часто новые рамы делаются по типу старых:

26. ... в итоге архитектурная задумка остаётся на месте:

27. И ещё два крутых факта, отличающих Калининград от остальной России. Во-первых, велотранспорт в городе развит очень неплохо - реально много людей используют велосипед как транспорт:

28. За минуту попадается, в среднем, человека два. И это при полной неразвитости инфраструктуры - просто городская среда не агрессивна к людям и город компактный:

29. Практически везде есть велопарковки, а частный бизнес даже ставит стойки по велоремонту. Где такое ещё увидишь у нас?

30. И столбики. Их тут реально много и видно, что они единого типа:

31. Ни в одном городе я не видел такой заботы от автомудаков:

32. Но в отличие от Европы и остального развитого мира, тут они не чёрные и по полной загрязняют городскую среду:

33. В чём ещё европейский Калининград не как его зарубежные соседи? Во-первых, на общественный транспорт в городе забили. Когда-то тут была высокоразвитая цивилизация, а потом в город пришли маршрутки:

34. Да, так куда лучше. Вместо прибыли городу и перевозки тысяч людей, теперь тут парковка. Остатки былого могущества.

35. В мэрии говорят, что поддерживать трамвай смысла нет: износ сильный, вагоны старые, да и люди особо не ездят. Ну естественно, годами забивать на него, а потом удивляться. Сами же делают всё, чтобы он был неэффективным, а потом руками разводят.

36. Ну и в целом: везде автобусные карманы, которые не дают автобусам нормально подъезжать, не остановки, а сараи, да и сами автобусы - б/у производства прошлого века. Даже не знаю, какие ещё ошибки можно было допустить в транспортном планировании:

37. Хотя нет, могу - маршруты проложены так, что местным жителям для поездок в соседний район легче доехать на такси. Хотя, может, они так велодвижение развивают?

38. Думают ли в городе о людях? Туристам вот навигацию сделали:

39. Парковку у достопримечательностей организовали:

40.

41. А тут лечебную грязь разбросали:

42. ... и мусор, чтобы никто не забыл, что вы не в Европе:

К слову это древний каскадный фонтан, но его так отремонтировали, что он стал похож на фонтан в кавказском ресторане (владельцам кавказских ресторанов - без обид).

43. В главный собор города - только за денёжку. Даже в туалет. Даже взглянуть нельзя. Мрак:

Стоит ли говорить, что в Европе во все храмы и подобные учреждения вход свободный? Максимум на выходе будут продавать сувенирку или просить пожертвования.

44. Или памятник с символами города. Такие ставят, чтобы с ними фотографировались и их трогали. Но не в Калининграде - не дай бог кто тронет! Сломают ведь! Скажите спасибо, что вообще из кладовки достали и вам показываем!

45. Примерно так же в городе думают о пешеходах - ну как-нибудь справятся.

46. Про надёжные пешеходные связи и доступную среду даже говорить не хочется...

47. Город вроде прогрессивный, а с парковочным пространство полный бардак. Что мешает ввести платную парковку и приводить всё это в цивилизованный вид?

48. Озаборевание головного мозга никто не отменял, это ведь Россия:

49. Ах да, это ведь для нашей же безопасности. Бедные водители, пешеходы-самоубийцы, у которых отняли переходы, не дают гонять...

50.

51. Радует, что заборы самые дешёвые и ломаются быстро.

52. Что в городе с благоустройством? Даже по российским меркам его нет:

53.

54.

55. А ведь тут столько прекрасных мест... где даже невозможно присесть. Может горожане ездят отдохнуть в Польшу или Литву?

56. Ибо местные чиновники, видимо, считают, что для отдыха достаточно положить плитку и поставить лавку (и это будет шик!). Про современные подходы к благоустройству тут явно не слышали и считают площади-плацы хорошим вариантом:

57. Хотя чему удивляться, если с обычными городскими туалетами и то не справились?

закрыты на амбарный замок

58. Скамейки для наказаний, установленные в рамках "европейского" города. Проблема в том, что заказывает такую городскую мебель те, кто ей никогда не пользовался и выбирал по картинке - скамейка должна быть анатомической, а тут считают, что людям нужна жёсткая поверхность под 90 градусов:

59. Городские пруды:

60. Уютно:

61. А это парк отдыха:

62. Тут детей с детства приучают к России:

63. Хотя тут всё ясно со входа:

64. А это городская набережная... то есть парковка:

65. Хотя ладно, есть примерно 1,5 нормальных мест:

66. Но даже на них умудряются чем-то всё испортить, например, детским городком, который вызывает расстройство психики своими буйством красок. Я понимаю, что хочется сделать из говна конфетку красками, но может дома экспериментировать стоит?

67. Застройка... Больная тема всех городов. Калининград, несмотря на замечательные примеры старых немецких районов, пошёл по тем же граблям:

68.

69. Архитектура?

70.

71. Построить уродца это полдела - нужно ещё облепить рекламой. Город совсем не следит за визуальным обликом улиц:

72. Плюс удручает, что до сих пор не исправлены советские ошибки с пустырями в самом центре города. Мёртвое место:

73. В общем, гуляя по городу, понимаешь, что нельзя перепрыгнуть несколько этапов развития, несмотря на чужой опыт под носом. Хотя заметно, что правильная городская среда ускоряет некоторые процессы внутри человека. Но, к сожалению, город российский уже давно, но гуляя по нему, понимаешь, что лучшее, что здесь было сделано - было сделано при немцах, и от этого обидно.

добавить меня в друзья

Советую также подписаться:

Посты по теме:
Мои путешествия

Избранное