Нижний Новгород. Как город превращается в деревню.
Уверен многие представляют, как небольшие поселения становятся городами - все города когда-то были сёлами, но со временем людей становилось всё больше, плотность населения росла, и село, которое ментально делится на "мой участок и всё остальное", превращается в город, где люди живут в социуме и делят территорию друг с другом (да, город это не небоскрёбы, дороги или метро, город - это общественные пространства и горожане). Поэтому если в селе есть моё-не моё, то в городе есть общественные пространства, где этот социум и происходит. А ещё город, в отличие от деревни, это более сложное существо, где одно решение тянет за собой другое, поэтому если одним может управлять сход граждан, то вторым управляют уже специалисты по каждой отдельной отрасли: озеленение, транспорт, архитектура, городской дизайн и так далее.
Но в Нижнем Новгороде происходит удивительное явление, которое не каждый день встретишь в мире - город медленно, но верно превращается обратно в село.
01. К примеру, в деревнях/селах/хуторах с грязью, как правило, не борются. Ну нет особо смысла, ведь по улицам особо не ходят, а трактор или лошадь и так проедут, а если вдруг приспичило - обул сапоги или калоши и в путь. В городах же такой приём не прокатывает - там от грязи специально укладывали мостовые. Да, это дорого, но без этого никак, поэтому вы никогда не увидите брусчатку в селе. В Нижнем Новгороде так:
02. Иногда в деревнях поверх грязи кладут настил, чтобы до туалета дойти...
05. При том местами даже остались артефакты прошлого, но постепенно грязь поедает мостовую:
06. Да, в комментариях можете мне рассказать, что я не вовремя приехал, и что грязь это сезонное. Просто автомобилисты каждый год договариваются уничтожать газоны и развозить по городу грязь, которая потом превращается в пыль и оседает в лёгких, в течение нескольких недель, а после все вновь начинают вести себя как горожане.
07. Или можете рассказать, что город не может закупить столбики.
08. Вообще, несмотря на то, что город стоит на реках и продувается, дышать туту нечем - сплошная пыль. Как выживают астматики - не представляю. После дня прогулки в волосах килограмм пыли и на зубах песок, нижегородские пылевые бури можно наносить на магнитики и продавать туристам.
09. Как с этим борются? Ну это же город, хочешь дышать воздухом - едь в деревню Поливают улицу, в результате чего пыль на какое-то время превращается в грязь, после чего всё вновь возвращается на круги своя.
Для сравнения, когда Нижний Новгород был городом - тут было сухо и чисто. Та же самая улица пару столетий назад:
10. И да, судя по фото, тротуар был тогда ровнее:
зато как красиво смотрится растяжка, сразу видно, что в городе будет проходить чемпионат ФИФА. Ни в одоном цивилизованном городе таких растяжек в принципе нет, так как они уродуют город, зато в деревнях - пожалуйста.
11. Забор - элемент, которого вообще не должно быть в удобном и красивом городе, но в Нижнем Новгороде он установлен повсеместно. Думаю вы уже догадались, где место заборам?
12. А что с общественными пространствами, спросите вы? А всё плохо. За многие столетия города выработали определённые правила, как стоит благоустраиваться, чтобы город был комфортным для жителей. В Нижнем Новгороде есть несколько мест, которые с натяжкой можно назвать общественными на фоне остального города. К примеру, главная улица - Большая Покровская. Она даже пешеходная и символ города. Только она превратилась в Арбат (в плохом смысле слова) настолько, что с улицы хочется поскорее уйти.
13. Зато это яркий пример, как люди относятся к своему городу. Когда-то учитель истории рассказывал мне случай из французской революции, когда горожане выгнали знать и украли их вещи, и что в первые дни многие дамы носили яркие или белые лёгкие платья... пока им не сказали, что это ночнушки. К чему это я? Раньше архитекторы понимали важность деталей и красоты дома, которые формируют общий облик улицы, а что сейчас? Закрыть часть красоты каким-то летним кафе сомнительной красоты? Да пожалуйста:
14. Увешать всё рекламой, чтобы улицу не было видно? Можно:
Не замечаете? А дело в том, что мозг подсознательно отфильтровывает визуальный мусор, вместе с городскими деталями. Чтобы показать, как всё нехорошо, на помощь приходит фотошоп:
15. Неплохая улица Рождественская. Грязь и вода, кстати, течёт поверх решёток ливневой канализации:
16. Тут даже есть платная парковка - один из признаков города, ибо если в деревнях место позволяет каждому иметь машину и парковать её где душе угодно, то в городе такое физически невозможно. Правда, ни пояснений, ни работающих паркоматов я не встретил. И вообще, это единственное место в городе, где хотя бы знаки такие есть, хотя проблема с этим во всём городе.
17. Улица кажется хорошей ровно до тех пор, пока не узнаешь, что ради парковки были убраны вторые пути на улице, тем самым лишив его общественного транспорта. Да, в одну сторону пути оставили, но теперь это тупиковая ветка и проехать может один вагон по улице, в итоге, судя по ржавым рельсам, движение по улице убрали вовсе из-за бессмысленности. Кстати да, наличие общественного транспорта - признак города.
18. И что, это всё? По сути да. Есть пару мест, которые в силу своего вида или иных обстоятельств притягивают людей. Например, набережные:
Три года назад я был в этом же месте:
За ТРИ года не появилось ни одной скамейки! О каком общественном пространстве можно говорить, когда даже сесть негде? Это основное правило благоустройства, но кого это волнуют? В деревнях тоже скамеек нет.
19. Или другая набережная. Лавочки есть, только набережная идёт вдоль дороги, так что прекрасный вид сопровождается шумом и пылью. Даже алкоголики спускаются подальше к реке, чтобы выпить нормально.
20. В добавок, единственное преимущество в виде ровного покрытия и лавок, упирается в это:
... и это я ещё дырки в полу не фотографировал.
21. Как ни странно, но лучшая набережная города находится на окраине:
22. Тут и лавки, и нет шума от машин. Да, тут собираются люди отдохнуть компаниями, но из-за отсутствия хоть каких-нибудь условий все просто подъезжают к реке и паркуются - выглядит так себе, но это лучшее, что есть:
А ведь можно было бы сделать удобные сходы и парковку наверху, внизу же установить уличные мангалы, туалеты и урны - это сразу бы преобразило место. Даже можно сделать это за разумную плату - горожане будут платить за нормальные условия. Но в деревне никто не платит, чтобы подъехать в выходной к речке, поэтому делать ничего не будем - видимо так мыслят чиновники.
23. Есть ещё в городе традиция блошиного рынка в центре. Замечательная традиция, которая оживляет место. Но в Нижнем Новгороде что-то пошло не так:
24. И это в самом-самом центре, у главной пешеходной улицы:
25. Кстати, если вы не заметили, то в городе не принято ставить скамейки в принципе. Ставят же, в лучшем случае, лавки без спинок (люди должны страдать, а не отдыхать). Одну из немногих скамеек я нашёл тут же:
26. А ещё в городе есть прекрасный Кремль. Это центр города и центр притяжения. Но лучшая публичная активность, что в нём есть - это выставка военной техники:
Здесь хоть как-то могут повеселиться дети и отвлечься родители. Вообще эта советская фишка, когда для благоустройства местности используется военная техника, ведь что ещё нужно людям в парке, кроме пары тонн металла?
27. В остальном же Кремль такой:
29. Самые дешёвые материалы...
30. Лучше бы отремонтировали лестницу:
31. Единственное, что сделано хорошо (точнее не было сделано плохо) это вид на стрелку рек. Каким-то чудом никому не пришла в голову мысль воткнуть сюда забор:
32. Не могу не отметить местные дворы. В отличие от Кремля, дворами люди пользуются каждый день, именно тут начинается социализация детей и их взаимоотношение с городом. В Нижнем Новгороде детей готовят к суровой жизни с пелёнок. В лучшем случае, если что-то и стоит, то это будет покрашено как в деревне:
33. Да, московская зараза в Нижнем Новгороде получила ещё большее распространение, чем в Москве... Нельзя же всё бездумно копировать, ладно Москва ошиблась с главой ЖКХ, взяв человека с сельским мышлением "покрашено - значит красиво", но зачем свои города портить?
34. Хотя в Москве хотя бы смогли победить деревенскую привычку белить деревья, но тут нижегородцы добавили своего шарма, начав красить ещё и бетонные опоры:
35. Типичный двор в Нижнем Новгороде в 2013 году:
Типичный двор в Нижнем Новгороде в 2016 году:
Зато весёленькие покрышки, да.
36. В Нижнем Новгороде сложился настолько низкий уровень благоустройства и власти, что депутаты умудряются хвастаться этим:
37. Опустим, что это их работа и благоустройство выполнено на бюджетные деньги, но КАК ЭТИМ МОЖНО ГОРДИТЬСЯ?
39. Не представляю, чтобы в каком-нибудь другом городе чиновники или депутаты преподносили такое "благоустройство" образца начала прошлого века как заслугу. Хотя всегда есть Омск.
40. С другой стороны, какая власть - такое и благоустройство:
Кстати да, такой вот самозахват мест характерен как раз для сельского мышления, когда люди не понимают разницы между селом и городом, считая, что могут позволить себе оттяпать часть общей территории, да к тому же под машину. Проблема характерна для недавних селян, которые стали автолюбителями в первом поколении.
41. Удивительно, но это первый город, где я не смог найти ни одного нормального двора.
42. Даже какие-то хорошие начинания тут убиваются. К примеру, решили установить новые баки с крышками, чтобы мусор не разлетался и крысы не плодились. В итоге каждый житель дома утром и вечером проходит мимо помойки у подъезда, а мусор всё так же разносится.
43. Максимум, что смогла сделать власть за последние годы хорошего - установить турники в триколоре...
Хочется подсказать чиновникам, что патриотизм начинается с комфортной городской среды, когда человек чувствует себя Горожанином у дверей квартиры, во дворе, на улицу, в общественном транспорте и любом другом общественном пространстве, а не с цвета триколора. Лично у меня во время всей поездки были мысли "что я здесь ещё делаю?" и "чем нижегородцы провинились, что их так наказывают?".
45. Хотя никто не обращает на это внимания, ведь нужно пройти, не испачкавшись о машину:
46. Думал я зайти в парк, может там найти что-то хорошее. Но уже на входе стало ясно, что о надежде стоит забыть...
47. Что случится, если попытаться использоваться каждый клочок земли для извлечения прибыли, ставя таверны, старые аттракционы, кафе, лохотроны и типа того? Получится нижегородский парк:
Да, парк может и должен зарабатывать на аренде, но это не должно становится основной целью и делать хаотично.
48. На задворках можно найти артефакты культуры и отдыха прошлого:
49. Даже цитаты местных урбанистов не спасают парк:
50. Может в новых районах всё иначе? Нет, ведь это не городская застройка - это дома, аккуратно расположенные вокруг парковок, тут нет жизни вне жилых слотов (прямо как в деревне, только условия за забором изменились):
51. Для сравнения, в 100 метрах идёт старая застройка. Несмотря на то, что в позднесоветское время архитектура была практически уничтожена (вместо архитекторов были строители) и был дефицит материалов, тут попытались создать многоуровневое общественное пространство:
53. Что скажет застройка 21 века? Ведь в наши дни можно воплощать в жизнь проекты любой сложности и есть возможность давать людям всё самое лучшее!
54. Никогда не думал, что скажу такое, но советские панельные дома лучше современных аналогов в Нижнем Новгороде:
56. Пару слов о транспорте и вопросах мобильности населения. Тут городу похвастаться нечем, от слова совсем. Трамвай, как самый эффективный вид уличного транспорта, убивается. Не так давно весь электрический транспорт города вообще встал из-за плохого руководства, которое не понимает, что такое город и что такое транспорт.
57. Если где-то он ещё ходит, то это скорее счастливая случайность, ибо о приоритете или об удобстве общественного транспорта в городе не слышали.
58. Самая лучшая остановка, которую я видел в городе (я не шучу):
59. Зато город упорно идёт в счастливое будущее с маршрутками. Современный дизайн, экологичность, эффективность, удобство - это всё про современный трамвай, но нижегородцам пытаются под этим видом впихнуть маршрутки:
Вообще, жители города могут не курить - им достаточно выйти на такую улицу и подышать минуту, чтобы отравить свой организм. В общем, даже на Садовом кольце в Москве дышится легче.
60. Как и многие города, Нижний Новгород болен метрополитеноманией, уповая только на него. К сожалению, понимания, что на его развитие денег нет и не будет, и что подземный транспорт не отменяет нужды развивать наземный, никто ещё не осознал. А ещё станции метро одновременно работают как доски почёта, потому что метро это не транспорт, метро - это статус для многих, что в корни неверно:
работники предприятия наверняка шутят, что их повесили на стенах Кремля
61. Сейчас вокруг нижегородского Кремля огромное асфальтовое поле - платц для парадов, который дополнительно используется как дорога, тем самым отрезая горожан и гостей города от главной точки притяжения. Огромное мёртвое пространство, которое нужно попытаться пересечь и выжить:
62.Один из немного подземных переходов где? Правильно, у Кремля, чтобы сразу дать понять, что вам тут не рады. Если в других городах поняли, что подземные переходы на улицах - зло, то в Нижнем никто до этого ещё не доросли::
63. Какая безбарьерная среда? У нас в селе такого нет.
64. Тут можно было бы сделать замечательный парк и наземный пересадочный узел (около 30 маршрутов пересекаются), но увы, общественные пространство, право равного доступа для людей и удобный общественный транспорт делают в городах:
И когда Нижний Новгород был именно таким городом...
65. Если бы меня попросили описать Нижний Новгород одной фотографией, то я бы показал это:
66. Или это, если смотреть на историю города от переднего плана к заднему. Такое вот стратегическое отступление в сторону деревни:
67. И даже будущее мероприятие ФИФА не спасёт город. Тут даже не смогли нормально поставить табло, из-за чего желающие сфотографироваться выходят на середину дороги, подвергая себя опасности. Замечательный шанс порвать порочный круг собственной деградации, позвав нормальных специалистов по урбанистике в самом начале был с аплодисментами спущен в унитаз.
68. Хотя нельзя сказать, что ничего хорошего не случилось с городом за эти 3 года, что я тут не был. В Кремле открылась замечательная галерея современного искусства Арсенал. Единственное место в городе, где было приятно находиться. Побольше бы таких мест Нижнему Новгороду - авось получится восстановить былую славу красивейшего города России. Особый уклон надо бы сделать на урбанистику и обязать чиновников их посещать (хотя многие говорят, что деревню из человека не выбить в принципе).