May 2, 2016

Красноярск. Три года до позора, или ещё есть шанс?

Отечественная практика не предполагает планомерного развития городов. Ну не принято у нас что-то улучшать, чтобы люди жили лучше. Если такое и происходит, то это скорее исключение из правил. Можно услышать много разных причин, объясняющих это, но в основном любят говорить, что не хватает денег. Почему нет тротуара? Нет денег. Почему ходят маршрутки, а не нормальный трамвай? Нет денег. Почему город похож на Омск? Нет денег. Поэтому чиновники из администрации очень любят различные мероприятия, под которые просят финансирование, и ответы на любые городские вопросы становится уже не нет денег, а Да, сделаем это к 2019 году, к такому-то событию. Всё-таки приедут гости и чиновники высшего разряда - не хорошо будет, если они увидят кучу грязи, вместо города. Так случилось и с Красноярском, где в 2019 году пройдёт зимняя универсиада, на которую будет смотреть весь мир. Казань смогла полностью преобразиться за счёт такого же события, а что происходит в Красноярске? Получится ли повторить хотя бы частично историю успеха?

01. Надо сказать, что город имеет неплохую базу - прошлый мэр очень любил благоустройство, поэтому по городу можно по-человечески ходить, а общественные места похожи именно на общественные пространства, а не на плац с лавочкой. За счёт этого появился определённый городской уровень, ниже которого строить не принято, и за счёт этого Красноярск не выглядит так депрессивно, как другие города. К примеру, если что-то строится или реконструируется, то на 90%, что покрытие будет брусчатка - потому что так принято и класть обычный асфальт будет шагом назад. Но хоть и есть понимание, что благоустройство делать надо, но нет понимания как его делать хорошо, поэтому порою получается какой-то высер:

02. Набережная сделана по принципу "поставим скамейки и будет Ок". Хорошо, что есть Енисей, который притягивает людей и сглаживает отсутствие каких-либо активностей:

Для примера, как выглядит набережная Ростова-на-Дону: http://gre4ark.livejournal.com/89721.html

03. Хоть я и сказал, что в городе есть определённый уровень и база, но она постепенно уничтожается. К примеру, главная площадь города превращена в парковку:

04. Часть набережной точно так же отдали под парковку. Это же так приятно гулять между машин:

05. Сквер напротив Правительства края. Что там? Верно, парковка. Гостям будут показывать машинки:

06. Мало того, что нынешние чиновники не понимают ценности общественных пространств и благоустройства, но они планомерно уничтожают уже существующие пешеходные связи. В Красноярске очень часто запрещают людям переходить дорогу на перекрёстке, это ведь мешает машинкам, люди вторичны. К сожалению, за последние два года это вредительство никто не остановил, заборов стало больше, пешеходов меньше:

07. Жалко, что из-за непрофессионализма чиновников страдают горожане. Уничтожая удобную пешеходную инфраструктуру они лишь побуждают людей побыстрее купить себе машину и ездить "как белый человек" в пробке. Единственное, что утешает - низкое качество работ, что позволяет людям пробивать себе удобный путь:

08. Парковка Спуск с центральной площади к набережной города с каскадным фонтаном:

09. Пробрались? А тут был пешеходный переход от лестницы к набережной:

10. Враг не пройдёт. Враг, если вы не поняли - житель города и будущие гости:

11. Улицы для человека, или человек для улиц? В Красноярске таких вопросов нет - улицы для машин, а пешеходы лишь мешают, а иногда и гибнут, портя статистику чиновникам. Что делается для исправления? Конечно же бурная имитация деятельности. Яркий пример - разукрасить переход сильнее, добавить лампочек, сделав новогоднюю ёлку. Только на безопасность это никак не повлияет - проблема в том, что человек будет не виден из-за соседней машины, а не в том, что переход незаметный. Если число полос больше двух, то нужен светофор - только он спасёт жизни:

Это настолько базовый принцип, но в городе о нём не знают.

12. Или другой вариант - переложи вину на пешехода. Это не водитель или планировщик плохой, тк один быстро ехал, а второй спроектировал улицу по нормативам трассы, а пешеход, тк не подал знак/не станцевал/не помахал фонариком и так далее:

13. "А потом водитель заявил, что пешеход появился неожиданно, хотя рядом был переход с сигнальными лампами и кнопкой включения"...

Для сравнения, когда действительно пытаются решить проблему и сделать переход безопасным, то успокаивают трафик, например как в Берлине:

14. И куда же без подземных переходов, которые якобы безопаснее и удобнее. Часто даже хорошо, что у городов нет денег, иначе бы вместо города была одна большая дорога с мёртвыми улицами (привет американским городам). Вот улица, есть светофоры, почему бы не сделать зебру? Нет, мы будем издеваться над людьми, заставляя их скакать, чтобы просто перейти улицу:

Я уже писал, почему подземные переходы - зло (http://gre4ark.livejournal.com/210081.html), поэтому не буду повторяться. Скажу лишь, что хороший город начинается с равноценного доступа города для всех. Такие переходы доступны лишь тем, кто ими не пользуется, сидя в тёплой и защищённой машине.

15. Такое событие, как Универсиада - хороший повод позвать специалистов и изменить улицы, вернув на них жизнь. Но мы гордые и сами лучше всех всё знаем, считают в администрации, поэтому улицы после реконструкции выглядят так:

Да, наверное я поторопился с выводом о городском уровне благоустройства. С другой стороны, чего ещё ожидать, если мэр заявляет такое?

тыц

16. Как распределяется городское пространство? Правильно, всё машинам, ведь это самый неэффективный и вредный для города вид транспорта, а остатки пешеходам и всем остальным:

Чтобы было нагляднее, синее - дорога, зелёное - общественное пространство под названием улица:

17.

18. Улицы для людей, сразу видно:

Кстати да, в Красноярске нет ни одной пешеходной улицы. Горожане даже и не знают, что можно ходить по улицам без опаски быть задавленным.

19. В общем, городские улицы медленно, но верно идут по пути Омска, если не будет запарковано, то будет грязно:

20. Крупное событие - хороший повод сделать городскую навигацию. И её сделали. Точнее прикрылись навигацией ради расстановки рекламных щитов:

21. К навигации эти столбы и стрелки не имеют никакого отношения - по ним не построишь маршрут, зато город хорошо засрали рекламой. И этим предлагают гордиться:

Такую гордость на переплавку разве что отправить.

22. Вместо навигации на остановках бесполезное указание следующей и предыдущей остановки. В каких случаях пассажиру потребуется эта информация?

Более того, высока вероятность, что это только введёт в заблуждение. Чтобы вы понимали, это остановка Агропром, а создаётся впечатление, что это Площадь Революции.

23. Ну и о транспорте в целом. Вопрос мобильности населения в городе один из ключевых, и опять-таки Универсиада могла бы стать толчком к реформированию транспорта. К примеру, в Красноярске не развита пересадочная модель, из-за чего через центр города проходят практически все маршруты. Чтобы вы понимали, на одной остановке может останавливаться 20 или 30 маршрутов. Как это запомнить и пользоваться таким?

Будь в городе нормальное транспортное планирование, то тут проезжало бы два-три маршрута каждые 5 минут, к примеру. Но это ведь нужно менять билетное меню, чтобы люди платили не за проход в автобус, а за время (одна поездка - билет на час) и принципы работы с маршрутчиками. Но кому это надо? Поэтому все делают вид, что гонки автобусов, пробки из автобусов, кукушки и система транспорта, которую невозможно держать в голове - норма. А в Екатеринбурге без всяких Универсиад этим уже озаботились, к слову (http://gre4ark.livejournal.com/325544.html).

24. Это не окраина, это центр города и типа новая остановка. Сразу видно, что остановками чиновниками не пользуются:

25. Ну а сам транспорт... Скажем так, в последнее время в Красноярске постоянно вводят режим "чёрное небо" - это красочное название для полного бздеца с экологией. Думаете администрация в связи с этим делает упор на развитие экологически чистого транспорта? Ха:

Прошу обратить внимание на клубы чёрного дыма у автобуса. Этим дышат горожане, и такое идёт из каждого второго автобуса.

26. В общем, ситуацию с транспортом в городе можно обозначить так:

Это не развитие, а транспортная импотенция. К Универсиаде, к слову, город закупит 200 новых автобусов, а то местами воздух ещё чистый. А через 8-10 лет эти автобусы пойдут в утиль, вот такой долгосрочный вклад в инфраструктуру.

27. В такой ситуации удивляет развитие платных парковок в городе. Хотя делается это в основном на частные деньги на условиях концессии. Но судя по заполняемости и отзывам - большинство забивают и не платят за неё, то есть инструмент не работает (и тут я не удивлён...).

28. И да, обычно я не опускаюсь до проблем ям на улицах, но тут творится ад. Это автобусная полоса и это напротив Правительства края:

29. Ещё можно было бы озаботиться проблемой архитектуры в городе. Точнее не можно, а нужно. Начать хотя бы с упорядочивания рекламы и уменьшения визуального загрязнения города:

30. Тут даже не надо придумывать колесо - дизайн-код сейчас есть во многих российских городах, поэтому в них нет такого ада:

31. И такого:

Архитектор придумывал дом, сделал облицовку из камня первого этажа, а потом пришёл Вася и изуродовал здание дешёвым вент.фасадом.

32. К слову, в городе вообще беда с этим материалом - он везде. Хуже этого может быть только сайдинг и поликорбанат на фасаде. Если бы в городе была архитектура, то первым делом стоило бы запретить этот материал для новых домов:

33. В прошлый раз я показывал новый микрорайон Покровский в городе, как наглядный пример градостроительных ошибок города, сейчас другой мкр - Белые росы. Если Покровский испоганил вид на Покровскую гору и городской скайлайн, то Белые росы - набережную Енисея.

34. Работа архитектора и городского планирования тут ограничилась выбором цвета балконов, видимо:

35.

36. Б - благоустройство:

37. А потом люди удивляются, почему в этом месте только бухают и курят, оставляя после себя мусор. А что ещё делать на парковке рядом с рекой? Нормальные люди сюда не пойдут, зато пойдут те, кому безразлично, где пить и вести асоциальный образ жизни:

38.

39. Раньше тут было лучше:

40. И хочется вам сказать, что в городе поняли ошибки и начали что-то делать, чтобы таких муравейников, окружённых асфальтом, больше не было, но это будет враньё:

41. Человеческий масштаб исчезает...

42. Что самое интересное, в городе уже есть пример правильного благоустройства и планирования, место, где человек может жить, а не существовать:

43. Построен с нуля, с привлечением голландских архитекторов на этапе концепции. В красноярских реалиях это не просто дома и улицы, а лучик надежды:

44. О нём подробно я тоже писал два года назад. И это частный проект. И да, в современном мире строят именно так:

45. А теперь сравним с этим, от одного мкр до второго 15 минут езды:

46.

47. Внимание к деталям:

48. Тут не только следят за вывесками, но и запрещают портить фасады кондиционерами и тарелками. Так должно быть во всём городе, но так только здесь. На месте администрации, я бы поселил гостей Универсиады тут и запретил им выходить в город - пусть они запомнят Красноярск хорошим.

При желании, многие недостатки можно попытаться решить за оставшееся время, но для этого должно быть понимание проблем и желание менять город к лучшему. Этого я в Красноярске не увидел, город откровенно деградирует. Можно сколько угодной кричать о нехватке денег, жаловаться на федеральный центр, который не даёт городу финансирования, но проблема начинается именно с головы - на откровенное вредительство деньги есть, а на хорошее нет - так может стоить перестать делать первое? К тому же есть множество недорогих решений, которые кардинально изменят город (взять ту же транспортную реформу или дизайн-код - на это не нужно много денег, но необходимы желание и мозги).

Хочеться верить, что за оставшееся время мэрия Красноярска схватится за голову и начнёт работать, иначе придётся делать один сплошной забор вдоль улиц и не выпускать гостей в город, чтобы не облажаться.

PS извиняюсь за ошибки - писал ночью, мог не заметить очепятки.

добавить меня в друзья

Советую также подписаться:

Посты по теме:
Мои путешествия

Красноярск 2015 года

Красноярск 2014 года: плохой, хороший

Избранное