May 12, 2016

Львов: хороший город в плохом государстве?

Не так давно в одном посте я спрашивал вас, возможно ли сформировать хороший город в плохом государстве, и, соответственно, наоборот. Среди прочего, тогда в комментариях предположили, что такое возможно, и Львов вроде как подходит под это дело. Не берусь судить о государстве, но Львов действительно оказался хорошим, я бы даже сказал отличным городом, особенно на контрасте после Киева.

01. Львов, в первую очередь, прекрасен своей исторической застройкой - австрийцы в своё время строили город как столицу провинции, поэтому город богат на красоту:

02. Благо в городе не всё так плохо с фасадами, как в Киеве. Как мне сказали, мэрия следит в центре за этим, и если кто гадит на фасад, то сразу же подаётся иск в суд:

Увы, сил хватает лишь на центр, но и за его пределами видно, что жители не устраивают массово акты вандализма.

03.

04. Зато отрываются на внутренних дворах:

05. Вообще же, дворы в центре выглядят примерно так:

06.

07. Но у города есть программа субсидирования реконструкции дворов, когда мэрия помогает с проектом и софинансирует их благоустройство. В итоге получается что-то такое:

Да, пока тут нет лавочек, но они будут.

08. Ещё город помогает жителям в реконструкции балконов. К сожалению, как мне сказали, люди пока неохотно идут на это:

09.

10.

11. Ближе к окраинам картина особо не меняется - улицы всё так же приятны:

12.

13.

14. Несколько лет назад в центре была сделана большая пешеходная зона, въезд в которую ограничили боллардами и шлагбаумами:

15. Трамваи оборудовали GPS, чтобы они беспрепятственно проезжали:

К слову, в городе есть и светофоры, которые автоматически включают приоритет трамваям.

16.

17.

18. И всё бы хорошо, если бы город не решил неограниченно раздавать жителям центра автомобильные пропуска в пешеходную зону. С чего-то чиновники решили, что если человек живёт в центре, то имеет право неограниченно и бесплатно парковать машины (да-да, количество машин на квартиру не ограничено), из-за чего многие стали злоупотреблять этим. В общем, зря они так:

19. Вроде и пешеходная зона, а всё равно приходится просачиваться мимо машин:

Да, таксофоны деревянные, и это довольно интересно смотрится.

20. Вообще с парковкой в городе беда...

21.

22.

23. Общественное пространство, ага:

24. И это при том, что в городе довольно много пешеходных (больших и малых) зон:

25. Недавно сделанная пешеходная улица:

26. Тоже новый проект:

27. От машин спасает лишь физическое обособление. Так, типовой столбик срисовали с парижского брата:

Раньше в городе была программа, по которой жители могли сами поставить столбики, а город принимал их на свой баланс. Сейчас, как я понял, город уже самостоятельно массово их ставит.

28.

29. Из проблем в центре есть ещё летние веранды и кафе - они иногда перекрывают весь тротуар, и выглядят сомнительно:

30. И это при том, что город регулирует эту сферу, а не пустил всё на самотёк. Но, видимо, требования надо менять. Хотя, справедливости ради, большинство коммерсантов всё-таки не наглеет и делает приемлемые зоны у своих кафе:

31.

32. Понятно, что основной упор пока делается в центре (с чего-то же надо начинать), поэтому окраина пока живёт на старом заделе:

33. Чувствуется моральное устаревание, но не сказал бы, что там всё плохо и ужасно - жители и город как-то поддерживают нормальное состояние:

34. А иногда попадаются и новые общественные пространства:

Тут хотели поставить ларёк в несколько этажей, но жители запротестовали и поставили статую Матери Божьей (довольно популярная скульптура тут), которую нельзя трогать. В итоге город поддержал жителей и благоустроил пространство.

35. Хотя даже в центре можно встретить упадок и тлен:

36. Я, конечно, знаю, что есть дискуссии и споры по поводу мусорок у скамеек, но тут точно перебор :)

37. Неописуемое преимущество Львова - сохранность старых деталей, помноженная на полную свободу. Большинство подъездов сохранили оригинальную отделку и в них спокойно можно зайти:

38.

39. Хотя состояние многого плачевное, но зато это не новая железная глухая дверь:

40. Жалко времени не было, я бы потратил отдельный день на поход по домам...

41. Уличные детали:

42.

43. Старые вывески никто не закрашивает (так называемые ghost sign - магазина уже давно нет, а вывеска есть):

44. Ну и насчёт свободы - в Ратушу города абсолютно свободный вход. Ни пропусков, ни турникетов. Вот эта открытость власти, которой можно только позавидовать:

45. Попасть на рабочее совещание городского совета? Да без проблем:

46. Львовская эротика:

47. Перейдём к транспорту. Как я уже отмечал выше, в городе есть приоритет трамваю. Это уже очень хорошо. Но во Львове всё куда лучше - трамвайная сеть тут активно реконструируется и расширяется! К примеру, сейчас делают линию в советский спальный район:

48. К сожалению, во многих местах строят по технологии BKV: рельсы вставляют в уже готовые бетонные плиты и уплотняют резиной. Считалось, что это быстро, экономично и гасит вибрацию. Оказалось дорого, неремонтопригодно (вытащить рельс без повреждения плит нельзя, поэтому менять надо всё) и опасно - были случаи выброса рельс. В общем, в мире от технологии отказались, а во Львове их до сих пор кладут. Видимо по привычке, хотя тут сделали нормально:

49. Хана Санта Барбаре скоро:

50. На какие деньги небольшой город реконструирует улицы и развивает трамвай? Всё просто, я неоднократно говорил, что проблема денег есть у всех, но кто-то их ищет, а кто-то сидит на стуле и ковыряет в носу. Львов привлекает кредиты Европейского банка реконструкции и развития, за счёт чего идёт вперёд, пока другие плетутся сзади:

Плюс сейчас в Украине изменили налоговое законодательство, оставив многие налоги городам, благодаря чему бюджеты многократно выросли, так что сейчас у города куда больше планов по развитию транспорта и общественных пространств. России об этом можно лишь мечтать (хотя Омск не спасёт даже это)...

51. Ходят в основном родные и б/у из Германии Татры:

52. Хотя есть пара новых местных Электронов:

53. ... в которых зачем-то в салоне транслируют видео с камер в салоне:

54. Есть ещё троллейбус, но его немного, и в основном это старые Шкоды (хотя есть и новые Электроны, справедливости ради). Раритетненько:

55. Автобусы есть, но их тоже не очень много, и в основном это старые европейцы, или новые МАЗы:

56. Но в основном...

57. Этого "добра" тут очень много, к сожалению:

58. Пробка из маршруток... А ведь вместо всех них мог быть один трамвай или два автобуса:

59. И большой минус, что вход в общественный транспорт через переднюю дверь. И так как система абонементов не распространена, то практически каждый пассажир покупает билет на одну поездку, из-за чего транспорт долго стоит на остановках. Грустно и печально, билетное меню нужно срочно реформировать:

60.

61. Плюс убитые остановки, электронные табло то работают, то нет:

62.

63. Ещё город не может похвастаться новой застройкой: хороших современных проектов нет, а многие дома вообще строятся незаконно, а из-за особенностей законодательство, город не может ничего сделать с этим:

Зато город принял важное решение не расширяться в границах, соблюдая принцип компактного города, это хорошо.

64. Ну и под конец, правильные пешеходные переходы:

65.

66.

Нет, не сам подземный переход, а его дублирование наземным!

67. И письмо счастья за неоплату парковки:

68. По традиции, Львов одной картинкой, как я его увидел:

Однозначно рекомендую всем посетить Львов. И не повторяйте моих ошибок - двух дней мало для его осмотра.

добавить меня в друзья

Советую также подписаться:

Посты по теме:
Мои путешествия

Избранное