Киевский скоростной трамвай
Киев один из немногих городов бывшего СССР, где был разработан и реализован проект скоростного уличного транспорта под названием скоростной трамвай, который местами интегрирован в общую трамвайную сеть. Несмотря на общую убитость трамвайного движения города, эта система поддерживается и эксплуатируется как магистральный вид транспорта.
Сейчас в городе действует две системы скоростного трамвая и 5 маршрутов. Тут мы рассмотрим первую, правобережную, линию, которая соединяет окраины со станцией метро и вокзалом, имеет вилочное движение и 3 маршрута (вторая система соединяет жилмассив с жд станцией, к слову). И это была первая подобная система в СССР - решение об её создании было принято в 1970-х, когда встал вопрос транспортной доступности нового крупного микрорайона города Борщаговка. Тогда было два варианта развития события: либо метро, но планируемый пассажиропоток был меньше нормативного (до 25 тысяч человек в час в одном направлении, а для строительства метро необходимо 40 тыс. чел./час), либо придумать что-то новое. Придумали что-то новое:
Некоторые участки проходят как скоростные и полностью обособленные, а некоторые как нескоростные, когда трамваи едут в общем потоке и имеют пересечения в одном уровне. Скоростные участки представляют собой наглядный пример советской градостроительной мысли об улице - никаких светофоров и одноуровневых пересечений:
Вход и выход только через внеуличные переходы и турникетные залы:
...а ещё это как раз "вилка" -место раздвоения линии
Хотя турникеты есть далеко не везде - на нескоростных участках люди сами пробивают билет, поэтому на линиях работает контроль (при мне они работали так себе и в итоге на некоторых пассажиров просто забивали):
Эту систему тоже не прошла стороной проблема античеловечности внеуличных переходов. Я уже рассказывал, как на станции Площадь победы построили переход, но люди почему-то продолжали ходить по самому простому и беспрепятственному пути. Тогда ещё перевозчик навалил камней, чтобы людям неповадно было (история целиком: http://gre4ark.livejournal.com/117295.html):
Благо активисты и жители города победили, в итоге сейчас в этом месте есть надземный переход через 2 полосы движения на одну из сторон улицы и нормальная зебра со светофором:
а ещё это и есть граница обособленного и общего участков
Но на всякий случай кругом всё равно много заборов и знаков:
Удивительно, но в переход никто не идёт, почему-то (сарказм):
Платформы, если кто не знает, в первую очередь нужны для ускорения посадки-высадки пассажиров, а заодно и доступность для маломобильных повышается:
Хотя, казалось бы, сделать их тут не проблема:
Внимательный читатель мог уже подметить, что подвижной состав не низкопольный, поэтому, вроде бы, что платформа есть, что её нет - погоды это не делает. Но это не совсем так, во-первых, это всё-таки минус ступенька:
обязательный (или не очень) осмотр трамвая после (или перед?) рейсом на кадре
Во-вторых, местами есть трамваи с низкопольной секцией:
Но основной подвижной состав, в виде Татр, видал и лучшие времена:
Система далеко не идеальна, тут однозначно есть над чем поработать (переходы, билеты, контроль, платформы, подвижной состав и тд), но она работает и выполняет роль стабильного скоростного уличного транспорта - это факт.