Зачем в Хьюстоне за день все автобусы поменяли?
Продолжим рассматривать вопрос оптимизации маршрутной сети общественного транспорта города. Я уже рассказывал про Екатеринбург, где идёт работа над таким проектом, также писал про Джаррета Уоккера, эксперта, который как раз занимается такими проектами и рассказывал о них в Москве. Теперь пришло время рассказать про Хьюстон, где власти города за один день поменяли все автобусные маршруты. Для этого давайте посмотрим презентацию Кристофа Спилера, который вместе с Джарретом создавали новую автобусную сеть города.
01. С точки зрения архитектора транспортной сети, передвижения по городу можно упростить до регулярных поездок от дома до работы - именно этот сервис наиболее востребован горожанами:
02. Основные изменения в Хьюстоне коснулись автобусов, так как их маршруты изменить проще всего, плюс они ходят там, где не проходит рельсовый транспорт:
03. Помимо прочего, в Хьюстоне уже на тот момент автобусами перевозилась основная часть пассажиров:
04. При этом понятно, что автобус не должен конкурировать с другими видами транспорта, наоборот - они должны дополнять друг друга.
05. Этот слайд может показаться кадром из рекламы автобусов, но смысл в том, что хочешь жить лучше - имей хороший общественный транспорт, в случае Хюстона это автобус:
06. При этом статистика транспортного оператора показывала, что ежегодная доля поездок на автобусе падала, утягивая вниз весь общественный транспорт:
07. Посмотрев на статистику, у любого адекватного человека появится вопрос "почему люди перестали ездить на автобусах?". Этот же вопрос начали задавать и в Хьюстоне. Во-первых, дело было в расписании - автобусы редко ходят
08. Все маршруты города разделили на частоходящие, 10-15 минут ожидания (красные), средние, 16-30 минут ожидания (синие) и редкие, с ожиданием более получаса (зелёные). Получилась красивая, но печальная картина:
09. Также автобусы ходят непонятно:
10. Попробуй запомнить такую сеть:
11. Если бы маршруты просто ходили непонятно, то это было бы полбеды, но из-за зигзагов и объездов маршруты проигрывают в скорости, а пассажиры - во времени:
13. Таким образом, автобус мог бы работать лучше, но он не работал. Как в будни:
16. Если наложить карту быстрых маршрутов (минимальное время ожидания) на плотность населения, то становится понятно, что автобусы покрывают их очень плохо:
17. Разбивка крупных районов и доля пассажиров общественного транспорта в них.
18. В общем, выяснилось, что это не пассажиры негодяи, а плохой общественный транспорт.
20. Пункт первый - интервалы движения. На тот момент:
красные - 10-15 минут ожидания; синие - 16-30 минут ожидания; зелёные - более получаса
21. ... и новая маршрутная сеть:
как не сложно заметить, красного прибавилось
22. Пункт два - сетка улиц. Маршруты должны быть прямыми и без дублирования:
23. Маршрут движения с пересадкой:
26. "Пересадки!? Это же долго и бесчеловечно!" - скажите вы. "Ошибаетесь" - отвечу вам я. За счёт понятных маршрутов и уменьшения интервалов человек доедет до точки назначения быстрее. В Хьюстоне, к примеру, со старой сетью поездка до точки Б без пересадок занимала 89 минут, а с новой, пересадочной, сетью - всего 50 минут:
27. По расчётам получалось, что 28% пассажиров приедут до своего пункта назначения на 20 и более минут быстрее, 30% на 10-19 минут, 19% на 5-9 минут, но порядка 6% потеряют во времени (но это можно будет попытаться исправить в будущем):
28. Пункт три - график. Как выше я уже показывал, до преобразований работа маршрутов сильно зависела от дня недели - в выходные всё было очень плохо. В новой маршрутной сети над пассажирами было решено не издеваться, создав единое расписание на всю неделю:
красные - 10-15 минут ожидания; синие - 16-30 минут ожидания; зелёные - более получаса + пиковые маршруты
29. Если посмотреть на доступность остановок с разными маршрутами (быстрыми, средними и редкими) в пределах 400м, то доступность хорошего транспортного сервиса падала в выходные. Чего уж там, 5% людей вообще лишались доступа к нормальному сервису в выходные. Новая сеть же давала 73% населения доступ к быстрым маршрутам:
30. Как не сложно догадаться, доступ к качественному транспортному сервису - путь к повышению качества жизни. Всего три пункта, чтобы за счёт оптимизации улучшить жизнь миллиону людей:
Доступность транспорта для людей возрастёт на 111% (оранжевое), станут доступнее рабочие места на 55% (синее)
31. Конечно же, работа над новой системой велась бок о бок с населением:
32. И 16 августа 2015, всего за одну ночь, в Хьюстоне была введена новая маршрутная сеть города! Чтобы облегчить ввод новой системы и избежать конфликтов, весь общественный транспорт перевозил людей бесплатно в тот день:
Более того, администрация города разослала официальные письма во все учреждения с просьбой не ругать сотрудников за опоздания в первые дни, а университетам и школам было рекомендовано не назначать экзамены.
Скоро будет год, как действует новая схема, каковы результаты? Хороший вопрос, ибо сайт их транспортного управления из России не открывается по неизвестным причинам. Из новостей удалось узнать, что всего на третий месяц работы новой сети был зафиксирован рост на 8%, число пассажиров выросло как в будни, так и в выходные. По прогнозам, за два года власти и авторы новой сети планируют рост на 20%.
Таким образом, всего за счёт аналитики существующей ситуации, переосмысления и быстрого внедрения, удалось значительно повысить качество общественного транспорта (рост пассажиров тому доказательство) в городе и, соответственно, уровень жизни. К слову, насколько я знаю, Департамент транспорта Москвы сейчас как раз проводит консультации на эту тему.