October 21, 2013

Почему я считаю, что пешеходные зоны в Петербурге уродуют город

Я конечно знал, что в мире существуют фрики, которые всегда выступают против всего и вся, и даже находят для этого какие-то аргументы. Но я и подумать не мог, что человек мог написать такое в СМИ. Михаил Золотоносов отжёг, конечно. А в прочем, прочитайте сами, я комментировать это даже не буду. Единственное, я надеюсь, что среди моих читателей нет единомышленников автора статьи.

Движение «Красивый Петербург» собрало предложения горожан о том, где в городе можно было бы еще создать пешеходные зоны. Самыми популярными предложенными улицами стали Думская, Рубинштейна, Итальянская и канал Грибоедова. Еще поступили предложения по превращению Кузнечного и Свечного переулков, а также части Садовой и Колокольной улицы в трамвайно-пешеходные зоны.

Лучшие предложения «Красивый Петербург» собирается направить городским властям на рассмотрение. «Город 812» попытался оценить идеи общественников до того, как они попадут в Смольный.

Во-первых, я решительный противник создания пешеходных зон в Петербурге и считаю, что и те пешеходные зоны, которые были созданы (Малая Садовая ул., Малая Конюшенная ул., Большая Московская ул. – ул. Правды, 6 – 7-я линии В.О.), должны быть возвращены в число полноценных, нормальных городских улиц.

Во-вторых, я уверен, что за инициативой движения с красивым названием «Красивый Петербург» стоит не забота о красоте города, а меркантильные, корыстные интересы. А вся затея – не более чем лицемерие.

В-третьих, какую-либо красоту превращение улиц в пешеходные зоны как раз и не создает – наоборот, город быстро и эффективно уродуется. Только дураки могут утверждать, что город станет красивее, если с улиц убрать транспорт.

Городская улица структурно организована: это не хаотическое пространство, а пространство, имеющее границы и вектора движения, как транспортного, так и пешеходного. Есть красные линии застройки, есть тротуары, которые отделены границами от мостовой, т.е. проезжей части. Движение транспорта и пешеходов структурировано этими «граничными условиями». На мостовой и на тротуаре, где происходит упорядоченное движение, невозможна какая-либо застройка, загромождение и т.п. Это и есть «строгий, стройный вид», о котором писал Пушкин. Такова структура городских улиц Петербурга. Они в принципе пустые, незастроенные – по ним лишь проезжают/проходят, как пища через желудочно-кишечный тракт.

Как только улица объявляется пешеходной, вектора движения исчезают, все размагничивается, движение пешеходов становится неупорядоченным, диагональным и перпендикулярным, все болтаются туда-сюда, как кое-что в проруби, а посреди бывшей проезжей части и бывших тротуаров появляются автостоянки, в том числе и стихийные, какие-то ларьки, палатки, летние веранды, торгово-развлекательные комплексы, выставки, стенды, идиотские объекты типа бездарного памятника Гоголю на М. Конюшенной или некоего хронометра, показывающего, сколько дней осталось до Олимпиады в Сочи. Тоже мне событие!

Назвать красотой то, что уже получилось на Малой Садовой, Малой Конюшенной, Большой Московской – ул. Правды и 6 – 7-й линиях В.О., может только сумасшедший. Это не красота, а уродство. Улицы стали бесструктурными пространствами на манер восточного базара, и всяк норовит захватить и использовать территорию, как ему вздумается. Малая Конюшенная и Большая Московская, где в центре был бульвар, потом уничтоженный, стали непропорционально широкими, ширина эта несоразмерна с высотой зданий, все как-то заголилось, обнажилось, улица превратилась чуть ли не в пустырь. И посреди пустыря у бизнеса появляется возможность нечто возвести. Напомню, что недавно ресторатор Пригожин хотел застроить Малую Садовую прямо по центру то ли магазинами, то ли кофейнями, и его с трудом удалось отогнать.

Умысел сторонников пешеходных улиц как раз и скрыт в том, что под видом заботы о некой «красоте» они пробивают условия для появления пустых пространств, в которые есть возможность внедрить предприятия торговли, общепита и развлечений, а также паркинги, как организованные, так и стихийные.

Что касается «пешеходности», то понятно, что движение автотранспорта на пешеходных улицах все равно будет, но только для тех, кто тут живет. А также движение транспорта в магазины и рестораны. И чтобы у «своих» не было проблем с паркингом, надо не пустить на свою улицу «чужих». Понятно, что ул. Рубинштейна, коль скоро на Невском проспекте парковаться теперь нельзя, превратилась в своего рода парковочный «карман». Если отогнать чужих, своим будет комфортнее, больше места. И на тротуарах можно построить павильоны ресторанов и кафе.

Так что за заботой о «красоте Петербурга» на самом деле стоит желание сделать улицу «своей», подконтрольной небольшой группе.

Я уж не говорю о том, что сейчас в Петербурге проездов и так не хватает, а где-то же транспорт должен ездить в центре. А тут предлагается запретить движение по ключевым проездам. Продолжая сравнение с желудочно-кишечным трактом, можно сказать, что предлагается устроить искусственный запор.

9 лет назад было принято постановление правительства СПб от 30 ноября 2004 г. № 1877, которым была утверждена концепции развития пешеходных территорий исторического центра СПб.

Документом было предусмотрено 14 территорий «комфортного движения для пешеходов в историческом центре Санкт-Петербурга» (в Адмиралтейском, Василеостровском, Петроградском и Центральном районах): «Музейный Петербург», «Таврическая», «Невская», «Привокзальная», «Центральная», «Б. Московская ул. и М. Московская ул., ул. Правды», «Садовая», «Витебская», «Петербург Достоевского», «Театральная», «Василеостровская набережная», «Васильевский остров», «Спортивная», «Петроградская сторона».

В целом документ производил впечатление словоблудия, потому что оправдать превращение нормальной улицы в пешеходную почти невозможно. Например, было введено понятие «территории повышенной комфортности», которая определена как «совокупность территорий комфортного движения пешеходов и пешеходных территорий», в свою очередь «территория комфортного движения пешеходов» - это «участки территории, в границах которых обеспечивается преимущество безопасного и удобного движения для пешеходов путем формирования пешеходных улиц, реконструкции и благоустройства тротуаров, строительства благоустроенных автостоянок». А «пешеходная территория» - это «благоустроенные участки внутриквартальной или межквартальной территории, предназначенные для пешеходного транзита, которые, как правило, связывают между собой отдельные пешеходные улицы…».

Ну, возьмем, скажем, Невский пр. Разве сейчас, когда по нему ходит транспорт, двигаться пешеходу не комфортно? А если переходить проспект по сигналам светофоров, то разве не безопасно? Или комфортно – это только когда по Невскому можно бродить, как по полю или лесу, т.е. пересекать его в любом месте, выписывая зигзаги? Но зачем? Это же все-таки город, а не лес и не поле. Не надо путать комфорт с броуновским движением по проезжей части проспекта.

В итоге тогда гора родила мышь: слов в документе было потрачено много, а речь, по существу, шла о том, чтобы на тротуарах не было ям, чтобы кое-где тротуары были расширены и стояли бы скамейки, а во дворах (внутри кварталов) было бы декоративное мощение, освещение, тоже скамейки и не было бы котлованов и мусорных свалок. Правда, стоит учесть, что благоустроенные дворы сразу же перекрываются воротами с кодовыми замками – чтобы не возникало притонов бомжей и наркоманов, поэтому пешеходный транзит, для которого документ предназначал внутриквартальные и межквартальные территории, в реальности оказывался невозможным.

Особо же следует обратить внимание на определение пешеходной улицы: это не только целиком улицы и проезды, но и их участки, где запрещено ездить и стоять автомобилям. То есть если взять улицу целиком, то на одних участках ездить и ставить транспорт можно, а на других – нельзя. Это и есть простая уловка для устройства автостоянок на так называемых пешеходных улицах (характерные примеры – М. Конюшенная и Б. Московская ул.).

Пешеходными в том документе объявили Биржевой проезд, Тифлисскую ул., Биржевую линию, Тучков, Биржевой и Волховский переулки, а также пл. Академика Сахарова. Замысел был ясен: здесь только что выстроен элитный квартал «У Ростральных колонн», и надо предусмотреть меры, которые позволят подъезжать к нему только тем, кто купил здесь недвижимость. Остальных отсечь, что приведет к снижению уровня шума и вообще улучшит экологическую обстановку. Тем самым прилегающие к новому элитному кварталу улицы фактически могли оказаться коллективной недолевой собственностью жильцов элитного жилмассива.

Судьба документа от 30 ноября 2004 г. № 1877 оказалась трагической: 6 сентября 2007 г. постановлением правительства СПб № 1119 концепция развития пешеходных территорий исторического центра была заморожена до 1 января 2010 г. А потом и забыта. И это закономерно, потому что идея городу в целом не нужная. Теперь эту мертвую идею пытаются реанимировать, на этот раз бросая лозунг о «Красивом Петербурге».

Я понял бы, если ребята возмущались бы мансардами и «стекляшками» в историческом центре, возмущались бы новым зданием Мариинского театра, вознесшейся верхушкой «Невской ратуши», банком-«унитазом» на набережной Невы, уродованием фасадов зданий, когда с тротуара, перегораживая его, делают лестницу чуть ли не на второй этаж, где в окне прорубают дверной проем или рубят дверь в подвал с уличного же фасада, устраивая приямок опять же на полтротуара.

Нет, им другую красоту подавай, когда вся улица превращена в уютную автостоянку. Или посреди улицы торчит стекляшка пивного ресторана. Вот это красота!

Михаил ЗОЛОТОНОСОВ
Оригинал взят отсюда: http://www.online812.ru/2013/10/01/004/