Амстердам, часть 1
Как можно уместить рассказ об Амстердаме в один пост? Никак, ведь именно тут перерождаются хорошие урбанисты после смерти. Когда я впервые был тут проездом года 4 назад, то зарёкся, что вернусь сюда ещё. И знаете что? Да, я вернулся, и хочу делать это снова и снова. А ещё, не факт, конечно, что это связано, но примерно после того самого путешествия я увлёкся урбанистикой, но это так, к слову.
Обычно, когда я пишу посты, то продумываю структуру поста, к примеру, вот в городе есть что-то классное, это пойдёт первым, или наоборот - последним. С Амстердамом так не работает - там всё хорошее, каждая деталь, поэтому...
01. ... конечно же местная мостовая:
02. Не знаю, как у вас, а у меня этот кирпич ассоциируется именно с Амстердамом:
03. Не знаю как, но голландцы умудряются делать всё так, что и сомнений не возникает, что что-то лежит не на своём месте:
05. На велосипедах в городе совершается 57% поездок, 43% от всех амстердамцев используют велосипед каждый день для поездок на работу. Транспортная система страны сложилась таким образом, что многие работают в одном городе, а живут в другом, имея в каждом по велосипеду:
06. Из-за такой мультимодальности остро встаёт вопрос велопарковок - жд станции буквально утопают в велосипедах. Можно было бы сделать городской велопрокат, чтобы повысить эффективность каждого велосипеда, но это сложно из-за двух факторов: 1) сейчас маршрут многих включает в себя велосипед-жд-велосипед, если добавить туда ходьбу, то получится дольше и сложнее; 2) нидерландцы привыкли доезжать "до дверей", а док-станции не установишь через каждые 100 метров, а без этого мало шансов на успех. В общем, как я уже когда-то писал, в Амстердаме сложно с парковками. А ведь тут они есть многоуровневые:
11. На многих велосипедах есть крепления под велоприцеп на случай большого багажа:
12. Лучшая корзина - ящик из под пива:
13. Иногда есть велопарковки без креплений, они обозначены белой линией:
14. За парковкой велосипедов следят. И да, даже эвакуируют! Если оставил там, где нельзя, то вешают красные бирки, где отмечают первую дату:
15. ... через какое-то время приходят и проверяют, если велосипед на месте, и прошло достаточно времени для ознакомления, то ставят дату эвакуации и увозят. К слову, точно так же могут изъять велосипед и с нормальной парковки, если там ограничено время парковки. К примеру, вот велосипед у станции Амстердам Центрааль:
16. А тут встретились два символа города: каналы и велосипеды. На многие мосты вешать велосипеды запрещено (если они разводные, как правило), но даже без этого есть принципиальные люди (а также нетрезвые господа), которые скидывают велосипеды в канал. Такая вот борьба за чистый город) Тут вот замок помешал осуществить злодеяние:
19. Амстердам иногда называют городом победившего велофашизма - о велосипедистах тут думают в первую очередь, а пешеход и все остальные идут потом. Частично правда:
Видите тротуар? А он тут есть.
20. Но есть два злейших врага у велосипедистов: мопеды, которые гоняют по велодорожкам, и это даже законно, несмотря на выхлопные газы, шум и высокую скорость:
Почему они ездят по велодорожкам? Мне сказали, что так можно передвигаться без шлема и так ты кажешься взрослее.
21. Есть ещё инвалидки. Этот товар местной промышленности можно не ставить на учёт, на него не нужны права и они могут ездить по велодорожкам:
Велосипедисты их тоже ненавидят, так как их сложно объехать.
22. Вообще инвалидки - главные хамы города:
23. Понятное дело, передвигаются на них все подряд, а не только инвалиды:
24. К слову о парковках. Иметь машину в городе не только очень дорого и геморно, но ещё и нужно получать специальное разрешение от муниципалитета на парковку.
25. В некоторых центральных районах люди годами ждут это разрешение.
26. Легче тем, кто живёт в новых домах или районах, где есть паркинги. Но таких не очень много.
27. Специальный асфальт со светоотражающими элементами:
31. Видите рюкзак и флаг? Это местная традиция - так делают школьники, когда выпускаются:
33. Амстердам известен не только своими пряничными домиками, но и плавучим жильём:
34. Люди живут так годами, главное, чтобы муниципалитет продлевал разрешение на швартовку:
35. Они не только воду и электричество получают с берега, но даже имеют почтовые адреса:
36. К слову, в Нидерландах нет квартир. Каждое жильё - отдельный номер дома, так сказать:
А наклейки - просьба кидать/не кидать спам.
38. Не знаю почему, но в городе ты понимаешь, что свободен. Понятия не имею, как это объяснить - надо просто приехать и прочувствовать лично.
40. А завтра поговорим о транспорте и других интересных мелочах города.