Утрехт Центрааль: большой проект небольшого города
Как я писал ранее, Утрехт - город небольшой, но при этом, это транспортный центр страны с крупнейшим железнодорожным узлом. Чтобы справиться с растущим пассажиропотоком и продолжать предоставлять качественные транспортные услуги, в городе решили перестроить центральный вокзал, а заодно изменить до неузнаваемости территорию вокруг, построив современные здания, самую большую велопарковку в мире и переделав дорогу в канал. Проект реконструкции конкретно жд вокзала идёт с 2008 года и должен завершиться в этом году.
01. Первый вокзал в Утрехте появился в середине 19 века, после этого здание неоднократно перестраивалось. Нынешнее здание возводилось в 1970х вместе с прилегающим торгово-офисным центром.
02. Хотя, вернее будет сказать, что прошлое здание вокзала было построено тогда. Нынешнее здание во время реконструкции было расширено и практически полностью перестроено. Остались лишь общие черты. Для сравнения, было-стало:
03. Чтобы лучше понимать, ширина вокзала заканчивалась примерно в районе лифтов:
05. Здание не отапливаемое, но полностью защищено от воздействия погоды:
08. Получился очень лёгкий вокзал, тут на тебя ничего не давит:
12. До реконструкции тут не было турникетов, лишь валидаторы на стойках. Скоро же проход будет только через них. Конечно, пройти сквозь турникет и забыть заплатить довольно сложно, в отличие от простого валидатора, но без них, как мне кажется, было лучше - всё-таки привычка валидировать билет в какой-то момент становится механической у жителей, а без турникета пространство выглядит свободнее и приятнее.
16. Временный вход с автобусного ТПУ:
17. Количество платформ стало больше, всего их будет 16:
18. Пассажиропоток станции, на 2014 год, был в районе 176 000 в сутки.
19. Вообще, у железнодорожных вокзалов Нидерландов есть одна особенность - каждый путь делится на а и b - то есть у вокзала не просто путей 32, а 64, и все пассажирские.
21. Платформы крадут у солнца энергию:
22. Грузовое сообщение тоже ходит, но в основном ночью, как мне сказали:
23. Жд вокзал - ключевой элемент ТПУ, в рамках реконструкции вокзала тут также будет изменена автобусная станция. Сейчас она крайне запутанная и неудобная для пассажиров (элементарно нет переходов к платформам):
26. Кстати, у наземного транспорт города не только цветовая кодировка маршрутов, но ещё и пиктограммы отдельных районов города есть!
на табло автобуса мост - он едет в район, который за арочным мостом
27. Автобусная станция переедет вот сюда:
28. Ещё от станции идёт линия ЛРТ в пригород, но её останется на своём месте. Вон она, вдалеке виднеется:
29. И конечно велотранспорт, куда же без него? Уже сейчас при вокзале есть самая большая велопарковка в мире!
30. Если мне не изменяет память, то она на 2 500 велосипедов:
34. Освещение встроено в лестницу:
35. Но модель мобильности населения страны, где у каждого жителя по 2 велосипеда и работа в другом городе, вынуждает строить ещё больше. Так, в 2018 году будет сдан велопаркинг на ... 12 500 веломест за 48 миллионов евро. Вот уж точно с запасом делают. Он уже строится, а пока с одной стороны вокзала все кидают велосипеды так:
36. Новое здание вокзала, как я уже говорил, в 1970х возводилось вместе с торгово-офисным центром. Тогда вокзал лишился своего собственного входа - пройти можно было только через магазины с одной стороны.
торговый центр справа, вокзал слева
37. Сейчас такой зависимости уже нет - входов много, но и этот останется.
38. Как я писал чуть выше, проектом реконструкции вокзала город не ограничивается - вокруг вокзала появятся новые общественные постройки. Они уже возводятся:
39. Как это будет выглядеть в финале, я покажу чуть дальше, а пока ещё немного стройки:
40. Сейчас я попрошу ярых автомобилистов собраться с силами: вместе со всей этой стройкой в Утрехте убрали дорогу и развязку. Было:
42. Да, они убрали дорогу и вернули канал. Потому что от дороги проблемы, а канал это красиво. В районе самого вокзала, правда, пока идут работы:
Скоро тут станет чисто и красиво
43. Отдельно хотел бы остановиться на процессе работы с населением. Помимо того, что все работы умудряются проводить так, что люди от этого практически не страдают, в Утрехте большое внимание уделяют планированию и диалогу с населением. Элементарно, по всему вокзалу расставлены точки с буклетами:
44. На всём пути следований пассажиров идёт инфографика проводимых работ:
48. А прямо рядом с вокзалом, в новом здании муниципалитета Утрехте, которое, к слову, было тоже построено с увязкой на весь этот проект...:
50. (тут, кстати, ко мне впервые подошли и попросили не снимать лица людей)
51. ... отведено целое помещение, где есть абсолютна вся информация о проекте:
54. Тут же проводятся регулярные встречи с жителями для обсуждения решений и хода реализации проекта:
55. За стеклом сидят консультанты:
56. Когда у тебя такой срок планирования и реализации проекта, то можно спокойной обсуждать с жителями решения, спрашивать их и объяснять принятые решения - только так можно свести к минимуму общественное недовольство. Очень жалко, что у нас такое не практикуется от слова совсем - срок "вчера" не учитывает общение с жителями, на это нет времени, а в ответ мэрию поливают критикой каждый раз.
57. Куча разных макетов. Именно так будет в итоге выглядеть район вокзала:
Новые здания обозначены цветом. Пока же есть сам вокзал и белое здание ратуши рядом с ним
60. ... а под ней велопарковка:
61. Об изменениях людей оповещают, в том числе, раздавая накидки от дождя на велосидушки (угадайте, у кого в Москве на велосипеде такая же?)
62. Кстати, мэрия Утрехта очень интересно фиксирует лица входящих людей - в дверях. Зато честно и открыто. А мне снимать запрещали...
63. Вот такой вот большой проект небольшого города, даже Москва может позавидовать такому подходу к планированию и реализации.
Подборка постов про транспорт: