Новости светофорной кампании
Думаете я забыл про пешеходные фазы светофоров, которые собирал у вас? Нет, дело потихоньку идёт. На сегодня есть две большие новости, которые расходятся на более конкретные адреса и подтемы:
1) ЦОДД прислал ответ по всем адресам;
2) Я встретился с начальником светофорного регулирования ЦОДДа и обговорил с ним текущую ситуацию.
Пока я ездил по Европе, я обработал все поступившие адреса с проблемными пешеходными фазами, скрыл персональные данные и отправил официальным обращением в ЦОДД. При том ряд адресов были со звёздочками - там нужно было обговорить изменения с МосГорТрансем.
В ЦОДДе обращение приняли и ответили конкретно по каждому адресу, вышло аж 11 страниц:
Однако, такой формат не очень удобный, поэтому перевёл всё в таблицу: смотреть
Хорошая новость - 11 адресов уже исправлено, ещё 45 обещают сделать в ближайшее время. Итого, из всего списка, в работу пошло 39% светофорных объектов. Говорят, это неплохой результат, но я бы так не сказал. К сожалению, информации об изменении фаз мне не дали (так называемые паспорта светофорных объектов и тех.задания на изменение фаз, оказывается, секретные документы), поэтому сложно что-либо сказать о качестве этих изменений. Частично информацию по некоторым адресам прислал начальник светофорного регулирования: всего в списке 24 адреса. Из этих 24, на 17 светофорных объектах изменения носят незначительный характер. Например, была фаза ожидания 171 секунда, а стала 161, или было 128, стало 108. Иными словами, вроде как стало лучше, но это погоды не играет.
Новость два - я лично познакомился с Михаилом Богородицким, это начальник светофорного регулирования ЦОДДа (официально: начальник Управления совершенствования работы и развития светофорного хозяйства г. Москвы ГКУ ЦОДД Правительства Москвы). За час мы обсудили текущую ситуацию и что собственно делать дальше. Краткий итог, почему пешеходы страдают:
- Это сложилось исторически, т.к. протягивание фаз началось ещё с Лужкова, постепенно фазы становились всё больше и больше в ответ на рост автопарка города. Заодно узнал, что время терпеливого ожидания зелёного у пешехода - 30 секунд. Это согласно исследованию 1960х годов, после этим вопросом у нас никто не задавался;
- Москва весьма уникальна - у нас очень много широких улиц, которые нужно долго переходить;
- Сложные объекты, где по 20-40 направлений, которые не должны пересекаться во времени.
Как снег на голову ещё эти велосипедисты с велодорожками. Почему не могут пересекаться? Юридические ограничения - так сказано в ГОСТах. Несмотря на то, что эти нормы носят рекомендательный характер, делать иначе нельзя - нельзя вернуть пересечение потоков (хотя по России в целом это практикуется), так как это увеличение пропускной способности за счёт снижения безопасности, а это уже прямо запрещено федеральным законом и суды встают на сторону ГИБДД в Москве. С юридическими ограничениями связано и озаборивание города - да, это рекомендация, но надо. Исключение делают лишь для реконструируемых улиц, там решение скорее политическое; - ГИБДД постоянно что-то требует от ЦОДДа по фазам (как правило, эти требования имеет мало общего с удобным и безопасным городом), хотя юридически рычагов влияния на ЦОДД у них нет, но ругаться вроде как не хотят. Одно из исключений в рамках данной кампании - переходы на Кузнецком мосту, где сократили время ожидания для пешеходов вопреки мнению полицейских;
- Ряд светофоров не переданы на баланс ЦОДДу от строителей, поэтому они не могут их настроить;
- В Москве действует система координации, когда светофоры завязаны группой. У таких фазу надо менять либо у каждого объекта в группе, либо подкручивать второстепенные на кратную величину от общей фазы. Отсюда и берутся дикие фазы в 170 секунд на светофорах через две полосы - они увязаны на какой-нибудь другой светофор. Изменить эту координацию довольно сложно и долго, но обещали работать над этим;
- Сотрудники ЦОДДа протягивают вылетные магистрали - нужны длинные фазы, чтобы поток двигался со скоростью 40-50 км/ч, если где-то его застопорить, то из-за инертности потребуется порядка минуты, чтобы поток опять набрал скорость. Это тоже одна из причин диких фаз в несколько минут, хотя в долгосрочном плане это вызовет лишь спровоцированный спрос и рост автомобилей на улицах, из-за чего придётся и дальше протягивать фазы, чтобы все остальные страдали (эффект "добавим ещё одну полосу");
- В отделе регулирования чувствуется недостаток людей, поэтому поменять всё и сразу невозможно, к тому же, очень много времени съедает работа с обращениями.
Это если вкратце. Михаил пообещал мне, что работа по снижению фаз ожидания для пешеходов продолжится, сделать это быстро крайне сложно, но работа идёт, что не может не радовать. Кстати, ещё сотрудники ЦОДДа ездят на общественном транспорте и ходят пешком, как мне сказали (ответ на комментарии многих в духе "им нужно запретить ездить на работу на машине", "да они пешком не ходят" и так далее).
Вообще же, как мне кажется, помимо прочего проблема носит ещё и управленческий характер самой организации - эффективность конкретных изменений в ЦОДДе оценивается исключительно по движению личного автотранспорта в конкретно данный период времени. Иногда ещё общественный транспорт подтягивается к KPI, но пешеходов и велосипедистов никак не считают, поэтому и пренебрегают ими, равно как и стратегическим взглядом на принимаемые сегодня решения. И вообще, ошибка заложена в самом названии, Центр Организации Дорожного Движения, а не Центр Организации Городской Мобильности, к примеру.
Это самый интересный вопрос. По сути - механизм изменений вроде как запустился, но смотреть за этим процессом и контролировать изнутри я не могу, а снаружи информацию можно получить, лишь доехав до конкретного светофора и замерив фазы в разный период времени (иными словами, довольно неэффективный метод проверки). В общем, буду думать, работа в этом направлении будет окончена, когда фазы ожидания станут не более минуты на большинстве переходов Москвы.
Предыдущие части работы:
Геноцид пешеходов. Собираем адреса неправильных светофоров!