Тест-драйв московского электровелосипеда
Ну что, вот и Москва докатилась... до электровелосипедов. Вчера была небольшая демонстрация моделей, которые совсем скоро появятся в городе. Как вы уже поняли, и я там был, поэтому получилось всё потыкать и опробовать до официального запуска в массы.
01. Небольшая вводная часть. Велосипеды взяли уже используемые в прокате, только за полгода их доработали, вставив аккумуляторы, мотор и изменив их немного функционально:
02. Энергетическую часть вопроса взяли на себя отечественные разработчики, которые, в том числе, занимаются сейчас электробусами. Говорили, что учли климатическую особенность - в минусовую температуру батареи должны работать исправно:
03. Существует два типа электровелосипедов: когда мотор помогает крутить педали и когда мотор крутит колесо от нажатия кнопки. В московском варианте применили последнее:
04. Так как модель бралась существующая, то было много ограничений. К примеру, из-за этого велосипед не заряжается от педалирования, только на станциях. К слову, центр тяжести теперь сзади снизу - велосипед едет уверенно, но прибавил 13 кг, общий вес - 40 кг:
05. Вместо переключателя скоростей - кнопка и рычаг газа:
06. Три индикатора батареи: зелёный, жёлтый и красный. Зелёный - хорошо, красный - не очень. Полная зарядка занимает 20 минут и её хватит на 18 километров примерно. Для старта нужно нажать красную кнопку - это разбудит компьютер. Если не использовать мотор какое-то время, то он уйдёт в сон и нужно будет опять жать на кнопку:
07. Ограничителя по скорости нет, но при нажатии на тормоз мотор автоматически отключается:
08. Кроме этого поменялись ручки тормозов и сзади поставили дисковый тормоз - велосипед то теперь может ехать быстрее, поэтому и тормоза усилили:
09. А ещё новые педали поставили, обещают, что эти разваливаться не будут:
11. Теперь к станциям. Они, с одной стороны, похожи на старые, а с другой - всё же иные. Московскому велопрокату удалось в рамках единой системы сделать и обычный велопрокат, и электрический. Я про то, что другим городам в аналогичной ситуации приходилось чуть ли не две разные системы эксплуатировать одновременно, а в Москве док-станции, по сути, одни и те же:
12. Сюда подойдёт как обычный велосипед, так и электро:
13. Но! Так как зарядка идёт исключительно через станцию, то возвращать электрические велосипеды можно только на специальные док-станции. И обычные ставить сюда нельзя - за это минус в карму и списание 1000 рублей:
14. Новый электропрокат имеет две фундаментальные цели: расширить транспортную доступность на велосипеде и переманить людей с перегруженных станций Сити и личных машин на велосипеды (и деловой центр в этом плане интересный выбор - уж очень много тут белых воротничков). С другой стороны, как вы уже поняли, из-за особенностей зарядки и небольшого числа велосипедов (планируется 150 расставить) есть ряд ограничений. А ещё не забываем про большой вес. Поэтому прямо на док-станции вместе с навигацией нанесли одобренные примерные маршруты до соседних станций метро, как беспроблемно можно до них доехать:
15. В рамках пилотного проекта планируется поставить 6 станций:
17. Тут же ответы на самые популярные вопросы:
19. Всё-таки электрический велопрокат - штука новая, и к тому же весьма специфическая, поэтому везде по несколько раз пишут про вес, правила и так далее - везти себя и 40 кг при разряженной батарее, особенно по подземным переходам, не самое приятное занятие:
20. Тарифы, к слову, на велосипедах с моторчиком всем знакомые и привычные, аккаунты тоже единые. Вот только места для перевода на английский, видимо, не хватило:
21. На велосипедах всё ещё раз повторяется, но тут у меня не получилось нормально сфотографировать (как обычно):
22. Ехать первому было страшно, поэтому уступил сначала сотруднице Департамента транспорта:
23. Вроде всё работает, хотя практически на всех фотографиях глаза были закрыты...
24. Ну, поехали! Точнее, приехали:
25. Да, по рекомендованному маршруту я не поехал) Первые впечатления - где тут скорость переключать и что за красная кнопка? Но вроде быстро привык. Вторая особенность - ух ты, сам едет! Тоже приятно. Разгон не такой динамический, как в Копенгагене, но это не минус и не плюс - просто я только там ездил на электровелосипедах раньше, сравнивать не с чем. Третья особенность - при определённом стиле педалирования пятка цепляет батареи, но происходит это, как правило, только в момент отталкивания при старте:
26. К слову, проверять критически все правила и логику пользования электровелосипедом не стоит. Не делайте как я, не стоит лезть на самую большую лестницу в окрестностях:
С другой стороны, с такими велосипедами люди точно перестанут ездить по тротуарам. Это, с одной стороны, улучшит культуру, а с другой - ДТ придётся активнее внедрять велоинфраструктуру. Было предложено подарить такой велосипед ПетруПалычу и Марату - авось втянутся и перестанут гробить город подземными переходами (первый - эксплуатирует, второй - строит).
27. Пошёл на станцию МКЖД - покататься в Ласточке с велосипедом. Прогнали... Пришлось в полевых условиях тестировать:
Подытоживая - вышло интересно, думаю, такая новинка всё-таки заставит многих задуматься о роли велосипеда и его возможностях.
Тут стоит особо отметить, что первые станции и электровелосипеды сделаны в рамках пилота. Тестироваться будет примерно всё: велосипеды, аккумуляторы, программное обеспечение, вандалоустойчивость, поведение пользователей, док-станции, дизайн и так далее. Поэтому вполне вероятно, что какая-то часть велосипедов постоянно будет забираться на диагностику, станции адаптироваться и так далее. Простой вопрос, который должен решиться по итогам эксперимента, - станции электропроката тусовать с обычными станциями, или ставить только в центре? Или вообще только на окраинах, где расстояния больше, а пользователей меньше? В общем, аналитика предстоит большая.
Когда всё откроется для общего пользования? В рамках первого этапа предполагается в ближайшее время запустить 4 станции проката и 60 электровелосипедов. Плюс обновят приложение, где появятся новые станции и велосипеды (правда посмотреть уровень заряда каждого конкретного велосипеда не получится, только количество велосипедов и свободных мест). В рамках второго этапа, в течение сентября, установят ещё 2 станции и добавят в систему 90 велосипедов