Ваших детей ненавидят. Но вы счастливы от этого.
Замечательный, но грустный текст о детских площадках написал Никита Маликов (спойлер - всё очень плохо в головах). Далее его текст и немного моих фотографий:
Вчера мне повезло пообщаться (поспорить/поругаться) с одним из производителей детских площадок и оборудования в Санкт-Петербурге. Я не буду озвучивать его имени. Пример продукции во вложении.
Для начала стоит сказать, что в штате компании нет ни одного детского психолога, ни одного архитектора, ни одного специального дизайнера детских товаров. Вся производимая продукция жестко соблюдает отечественные госты. Их соблюдением занимаются проектировщики, которые создают чертежи на основе своих представлений о том, что нужно детям. Художники раскрашивают площадки на основе своих представлений. Сотрудники не смогли назвать ни одного пособия или даже книги про детские площадки, знаниями из которых они пользуются. Все предложенные источники информации о проектировании были ими отвергнуты с фразами «я сама мама и знаю, что нужно детям/ не нужно нам показывать заморские примеры».
Для чего нужны детские площадки? Простой вопрос. На который мне не может ответить практически ни один изготовитель. Варианты разные: для игры, для отдыха, для выплеска энергии, для прогулки на свежем воздухе. Для развития – вот правильный ответ. Для обучения ребенка взаимодействию с окружающим миром и познанию возможностей своего дела. Это формирует личность и развивает способности маленького человека. Игра – это один из способов.
Дальше будет текст, от которого молодым родителям станет страшно. Чтобы развить из ребенка личность, ему нужно падать и набивать синяки. Только пройдя через путь ошибок, ребенок может понять границы своих возможностей и составить мнение об свободе и ответственности. Впоследствии эти знания дадут самоуверенность и даже сделают человека счастливее. Но наши детские площадки для этого не предназначены. Творчески стерильная яркая среда. Загон, который напрочь исключает фантазию и возможность получить даже малейшую травму. Опять же – это изучение окружающего мира. Если человеку не дать возможность почувствовать страх и боль от своих ошибок в детстве, то он это с радостью компенсирует это когда вырастит. Яркий пример – молодые водители, которые последние 5 лет массово бьются в городе и на трассах. И их количество растет.
На этом общая теоретическая часть будет закончена. Кто хочет узнать про правильные детские площадки найдет безумное множество статей в интернете. Немного практики на реальном примере.
На фотографии детская площадка в центре двора в Санкт-Петербурге. Ошибок очень много, но я разберу ключевые.
1. Родители не нужны. Это самая любимая ошибка всех производителей площадок. Почему-то все уверены, что отдыхать должны только дети, в то время как родители должны стоять рядом и наблюдать пристально за каждым движением своего ребенка. Молодая мама должна уставать на детской площадке, а то она дома обычно только и делает, что отдыхает.
2. Вы видите деревья на фотографии (прим: первая фотография)? А проектировщики их не видят. Площадка максимально отдалена от естественной тени и ветрозащиты. Между делом стоит напомнить, что детям нравится бегать вокруг деревьев и играть в прятки.
3. «Никакого личного пространства. Если ты ребенок – то ты должен быть среди толпы детей. Ты не можешь быть личностью, пока не вырос. Я же мать, я знаю, о чем говорю» - скорее всего именно так размышляли проектировщики. На фото вы не увидите никакого зонирования площадки, никаких полузакрытых зон для разных групп детей. Тот факт, что к 2м годам можно различать уже 12 различных типов характера - кто-то из детей больше любит одиночество, а кто-то быть в центре внимания - игнорируется полностью. Особенно плохо выглядит песочница в самом центре площадки. Это насколько нужно ненавидеть чужого ребенка, чтобы расположить его место отдыха на пересечении двух пешеходных тропинок. Деревья очень легко могли решить эту задачу.
4. Резиновое разноцветное покрытие. Согласно массовому психозу о безопасности детей все считают, что резиновое покрытие спасает от травм. Тогда почему родители в детской не делают такой пол ядовитого цвета? Все предпочитают ламинат или паркет. Почему на даче дети бегают по газону босиком, а не по резиновому покрытию ядовитого цвета? Почему дети не перестают улыбаться, когда ходят по теплому песку и болтают ногами в море?
5. Сами детские городки ужасны. Если вы приглядитесь, то вы поймете, что они мало отличаются от панельного дома на заднем плане (прим: первая фотография). Городки состоят из одинаковых квадратных листов, аккуратно вырезанных на станке и разукрашенных производственным художником. Мы выросли в эпоху одинаковой типовой застройки. Пусть наши дети с детства тоже к этому привыкают. Почему лесенка сделана с одной стороны, а горка с другой, почему именно такая ширина площадки, зачем на площадке 5 типов городок? На этот вопрос никто не может ответить и от этого очень грусно. Методология проектирования детских площадок практически мертва в России.
Критиковать могут все. Разумеется. Давайте искать выход.
Поймем, что есть ограниченный бюджет. Навороченные площадки как в Европе у нас не появятся еще очень долго. Как можно улучшить ситуацию имеющимися средствами на примере в той же площадки.
1. Поставьте беседку для родителей. Простую, сделанную в столярной мастерской. Родители тоже любят качели, это одно из немногих универсальных средств развлечения для разных возрастов.
2. Нужно создать не одну большую площадку, а несколько зон. Если очень хочется положить резиновое покрытие, то пусть оно будет черного или темнокрасного цвета как на спортивных площадках. В идеале пусть дети лучше бегают по газонам или песку между объектами.
3. Две зоны расположить в деревьях, две зоны на открытой местности. Для развития детям нужно больше лазить. Необходимы веревочные городки или сложные уникальные конструкции городков, которые отдалено похожи на деревья. Для создания таких придется привлекать дизайнерские бюро. В промышленном масштабе выпускать однотипные городки нельзя. Дети должны хотеть гулять в разных дворах и на разных площадках, а не в одном месте.
4. Рельеф площадки не должен быть плоским. Несколько земляных горок заменят все городки на фотографии (прим: первая фотография).
5. Все-таки мы живем в стране, где пол года снег лежит. Площадка должна предусматривать зимнее использование.
6. Самое главное – необходимо привлекать детей для проектирования. Спрашивать, чего они хотят видеть, что хотят получить. Анализировать эти данные и воплощать.