Сколько нужно бульдозеров, чтобы сделать из Тюмени город для людей?

Долгое время города строили как-то интуитивно. Нужно было жить близко от всего и чтобы жильё имело определённый набор качеств. Потом городов становилось больше, как и населения, началась эра городского планирования, хаотичная же застройка часто сносилась. Стали появляться большие улицы, которые сложнее забаррикадировать, но по которым легче провести войска. Но основополагающие принципы жить близко и иметь под рукой всё необходимое оставались.

В 20 же веке человечество решило пересмотреть город как место жительства: появилась микрорайонная застройка, а улицы стали переделывать под машины. Благо за каких-то 50-70 лет все города встали на грабли и отвернулись от светлого нового будущего, потому что для людей в этом будущем места не было.

Но, как вы понимаете, в Тюмени всё пошло особым путём, где, такое чувство, было решено сломать грабли о голову и выйти победителем в схватке, но без головы.

Забавный факт: практически все фотографии забраковались из-за жуткого пересвета. Что-то я исправил, хотя бы частично, но подавляющая часть фотографий отправилась в корзину, поэтому во многом придётся довериться моим словам.

01. Начнём, пожалуй, с застройки, которая формирует городскую среду и поведение человека. В центре Тюмени ещё остались приятные места:

02. Этажность, которая не давит, баланс между жильём и рабочими местами, который оживляет улицу. В общем, город для людей:

03. Но, как вы понимаете, в Тюмени строят светлое будущее на прахе прошлого:

04. Комплексной исторической застройки практически не осталось. Центр представляет собой смесь из старого и безвкусицы нового, в этом веке про архитектуру тут не слышали.

05. Часто всё это ещё усугубляют визуальным мусором. Хуже ведь не станет...

06. Но если в центре строят просто ужасно внешне, то в остальной Тюмени строят гетто:

07. Просто 27 одинаковых 17-этажных свечек в асфальтовом поле:

08. Сможет ли в таком месте жить человек и развиваться? Нет, тут можно ночевать и деградировать:

09.

10. Смешные попытки благоустройства:

11. Если бы это не было обязательным, то наверняка застройщик всё закатал в асфальт:

12. Если террористы убивают людей сразу, то такая застройка убивает людей постепенно. Хочется ли выходить за пределы квартиры в таком месте? Хочется ли проводить время на улице или заводить новые социальные связи? Нет, хочется купить дверь потолще и парковаться перед подъездом, чтобы не видеть этого ада:

13. Не мудрено, что товар первой необходимости здесь, по мнению рынка, спиртное:

Я бы ещё легализовал здесь тяжёлые наркотики, из принципов гуманности.

14. Микрорайоны - это тип застройки, когда дома пространственно располагаются не вдоль границ улиц, формируя собой частную и общественную территории, а когда всё кругом - общее, а дома расположены, условно, рандомно. Интересная задумка Ле Корбьюзе, где для людей нового времени предлагалось новое по смыслу жильё. Только опыт показал, что микрорайоны неудачны и опасны для городов: люди ведут себя маргинально, когда всё общее)=без хозяина), не формируются улицы как общественное пространство (потому что нет части улицы в виде фасада) и так далее. Более того, с точки зрения затрат, в рыночной экономике очень дорого и сложно управлять ничейной территорией, её ведь и не размежуешь нормально.

15. Не зря ООН-Хабитат (программа устойчивого развития городских поселений) не рекомендует застраивать новые районы по типу микрорайов, предлагая старые-добрые кварталы. Но в Тюмени не только не знают про негативный опыт, но роют себе "подарок" в виде социального взрыва, который будет из-за муравейников:

16. Когда в одном подъезде живёт больше 30-50 человек, особенно если они одной социальной группы, то это приведёт только к зарождению гетто:

17. Многие называют такие дома трущобами. С одной стороны они правы, за счёт своей убогости, недвижимость в них стоит минимально, но с другой стороны, в трущобах безопасно, как минимум для местных жителей, а также тесные социальные связи появляются. Тут этого нет.

18. Общество, которое строит такое и живёт в этом, нужно лечить, принудительно.

19. Даже если поработать над внешним видом и маркетингом, то такое жильё всё равно будет порождать неполноценное общества.

20. Если люди хотят отгородиться от других людей, то это очень тревожный звонок и показатель отсутствия социальных и градостроительных стратегий.

21. Ещё бы пару вышек, колючую проволоку, и будет совсем хорошо:

22. Не зря зарубежные специалисты часто говорят, что в России не строят города и районы, у нас берут поля и небрежно раскидывают дома, чтобы всё было по нормативам, но не для жизни...

23. Если когда-то микрорайоны задумывались как оазис в агрессивной среде улиц-шоссе, где бы не было движения авто, а были только пешеходные связи, то сейчас об этом все забыли:

24. Хотя, когда в городе нет нормального общественного транспорта, а границы постоянно расширяются из-за подобной застройки (плотность людей есть, но сама застройка рыхлая из-за полей между свечками и домами-муравейниками), то машина остаётся единственным выходом. Так появляются улицы-дороги:

25. Так появляются многомиллиардные эстакады, развязки и подземные переходы... А пробок меньше не становится:

26. Парковки делают вместо газонов, тротуаров и домов, но мест всё равно не хватает:

27. Удивительно, но то, что с городами сделали войны, с Тюменью сделали парковки - на фото ниже раньше жили люди, сейчас это парковка и мёртвое пространство, как с социальной точки зрения, так и с экономической:

28. Где же светлое будущее с парковкой у подъезда и входа в магазин?

29. Его нет, и не будет.

30. Но пока Тюмень идёт по этому пути, пробки будут всё суровее, а город всё хуже для жизни:

31.

32.

33. Новые дороги и парковки ведут лишь к одному - новым машинам. Это не мистика, это простое рациональное поведение людей, которым ухудшают условия и выбор в пользу единственного оставшегося варианта. А дальше начинается простая математика и геометрия, когда машина занимает слишком много места, которого просто нет. Экономистам это знакомо по ситуации трагедии общин. Это поняли в США, это поняли в Европе, но это не поняли в Тюмени.

34. Вместо того, чтобы вкладывать деньги в общественный транспорт, их тут закапывают, чтобы через пару лет потереть шишки на голове и начать всё переделывать вновь, но уже ориентируясь на пешехода и общественный транспорт в первую очередь. Да-да, когда у тебя пробки из автобусов и маршрутки на улицах, то это не есть нормальный общественный транспорт:

35. Отдельный идиотизм - остановки с дырками в стенах. Надо же было додуматься:

А такие тут везде.

36. Улицы-парковки (при том нарисованными в проекте явно каким-то двоечником). Что нормальный человек будет делать на такой улице? Правильно, уйдёт с неё, а за ним уйдёт и бизнес:

37.

38. Чем раньше спохватятся - тем легче пройдёт процесс очеловечивания города.

39.

40. А пока держитесь там, постарайтесь не погибнуть под машиной и начинайте закупать бульдозеры, Тюмени их потребуется много:

Благо, есть парочка интересных мест, которые можно исправить малыми силами, но о них в следующий раз.

PS в одном из "дворов" нового района была замечена кладбищенская оградка от спонсора прямо у детской площадки. Ну а почему бы и нет?

добавить меня в друзья

Советую также подписаться:

Что хорошего есть в Тюмени?

Подборка постов про застройку

Подборка постов про транспорт

Мои путешествия