September 19, 2016

Новая маршрутная сеть Барселоны. Кто сможет лучше?

Каким должен быть общественный транспорт? Быстрым и надежным, скажите вы. Верно, никто не захочет ждать автобус полчаса и не иметь понятия, приедет ли он вообще. А ещё маршруты должны легко запоминаться - зачем нужна система общественного транспорта, которую невозможно держать в голове?

Чтобы сделать правильный общественный транспорт, города развивают пересадочную сеть маршрутов: это позволяет держать небольшой интервал движения при нормальной заполняемости, прокладывать маршруты максимально прямо, без виляний, и сократить количество этих самих маршрутов, чтобы они все уместились в голове. В итоге маршрутов меньше, но транспорт ходит чаще и быстрее, за счёт чего выигрывает пассажир. Подробно об этом я писал в постах про Екатеринбург и Хьюстон.

Но вернёмся к Барселоне. По-моему, их новая сеть наземного городского транспорта идеальная:

крупнее

Что мы видим? Прямые линии и сетка со сквозной нумерацией, ещё все маршруты поделены на “H” и “V” (горизонтальные и вертикальные), плюс один “D” (диагональный) - всё вместе это делает маршрутную сеть, с одной стороны, быстрой, ведь самый короткий путь - прямая, а с другой, понятной - маршруты может запомнить даже ребёнок. Самое крутое, что просто запомнив два маршрута, человек уже имеет представление обо всём общественном транспорте с проекцией на город. Это просто космос.

Единственный минус - новую сеть вводят постепенно с 2012 года (и это большой минус, в Хьюстоне сделали за один день). Ещё ввод осуществляется с наложением на старые маршруты, из-за чего возрастают издержки, а система становится лишь запутаннее. "Старых" маршрутов, кстати, больше 100 - попробуй запомнить это:

и на карте я отметил далеко не все маршруты

Рандомное тыканье по маршрутам показывает всю суть старой сети: системных решений нет, маршруты катаются, собирая людей (поездка занимает больше времени):

Можете поиграться сами на сайте оператора:

Такое развитие маршрутной сети должно в разы улучшить транспортную доступность города и сделать общественный транспорт понятнее. Кроме того, эта работа ведётся параллельно с планами Барселоны сделать супер-кварталы, закрыв 60% улиц для транспорта (подробнее о планах), снизив автомобилепользование на 21% только за первые два года. Остановки у супер-кварталов будут находиться не далее, чем в 300м от любой точки внутри квартала, а маршруты будут ходить с пятиминутным интервалом движения.

Благодаря новым маршрутам и пересадочной модели, с одной пересадкой человек сможет добраться в 95% города.

Ну что, как вам новая маршрутная сеть? Тут, как мне кажется, сошлись все удачные решения в одном месте: и планировка города, и принципы построения сети, и правильная организация для пассажиров. За Барселону можно только порадоваться. Или от меня что-то скрывают и где-то есть лучше?

Источники: раз, два, три, четыре.

добавить меня в друзья

Советую также подписаться:

Посты по теме:
Екатеринбург впереди России всей – новая сеть общественного транспорта готова

Зачем в Хьюстоне за день все автобусы поменяли?

Джаррет Уоккер в Москве

Подборка постов про транспорт