October 27, 2013

Навигация в городе

Я думаю каждый человек хоть раз в жизни спрашивал как пройти до нужной улицы или дома. Терялся в больших общественных зданиях, не знал где выход, туалет и в какой комнате выдают справки о постоянном месте жительстве. В большинстве государственных и коммерческих учреждений очень плохо с навигацией. В городе всерьез (кроме местного отделения ЖЕКа) никто этим не занимается. Грамотно спроектированная система навигации позволяет людям не только за минимальное время добраться до нужного места, но и получить удовольствие от прогулки по городу, увеличить качество жизни населения. Городская среда формирует культуру и эстетику. Улучшение города будут способствовать привлечению гостей и туристов. Сейчас российские города похожи как близнецы друг на друга.

Предлагаю сделать навигацию в виде единой системы, где все элемены поддерживают и дополняют сами себя. Туда войдут адресные таблички, карты проезда, интерактивные дисплеи, автобусные остановки и т. д.

Для улучшения навигации по городу я попробовал представить улицы различными цветами. Улица получает определенный цвет в зависимости от начальной буквы названия. Всего используется 27 цветов и 28 букв. Мягкий и твердый знаки, Ы, Ё, Й не рассматриваются по понятным причинам.

Схематично это выглядит так:

Принцип деления на цвета основопологающий. Он используется на городских объектах. Например карта города которая проектировалась для остановок. Я взял один из районов города Оренбурга где проживает порядка 150 тыс. человек и переработал под этот принцип.

Как пользоваться картой

На этой карте видно, что она висит на 406 остановке (крупное местоимение «Ты» и стрелочка на это указывают). Остановка обозначается белым прямоугольником с номером. Если человеку нужно попасть в какое-то место, то он должен посмотреть на легенду улиц (начинается с вопроса «Куда вы хотите попасть» и отыскать нужную. Так человек узнает в каком квадрате буквенно-цифровой сетки находится улица и ее цвет. Цвет позволяет наглядно отделить дома одной улицы от другой. Больше никакой роли не играет. Затем человек должен найти на карте место где находится искомый дом. К примеру, если нужно попасть на ул. Волгоградскую, 40, то улица находится в квадрате В1. Сороковой дом находится около остановки 423. Из правой легенды узнаем какие автобусы или троллейбусы едут к этой остановке. И ее название. На этом этапе поисков необязательно знать точное местоположение дома, автобус к дому все равно не довезет, а мусора на карте будет больше. Карта немного схематична. Тут оставлены только крупные дороги по которым едет основной поток транспорта. И все дороги по которым едут автобусы. Такая карта лучше воспринимается и запоминается людьми.

Я отказался от публикации списка расписания маршрутов автобусов. Моя карта сразу отвечает на вопрос какой автобус лучше ждать, а не перечитывать длинный список всех маршрутов и остановок. Так же не стал писать среднее время между автобусами. В России нет отдельной полосы и никто не застрахован застрять в пробке. Тем более в такой схеме очень много неизвестных: когда ушел последний автобус и размытые границы времени ожидания.

Место, где находится человек выделено на карте и на буквенно-цифровой сетке.

У метода разделения есть небольшой недостаток. Если пересекаются улицы с одинаковым цветом (Волгоградская и Всесоюзная), то различить слёту бывает затруднительно. Это рашается жирным начертанием и крупным кеглем шрифта одной из улиц.

На карте отмечены пересадки на другие автобусы если нет прямого маршрута. Расшифровывается следующим образом: если нужно попасть на остановку Волгоградскую (425), нужно сесть на 17 автобус, на остановке 416 (смотрим легенду — это МЖК) пересесть на 51 автобус. Автобусы отмечены зеленым, троллейбусы фиолетовым.

Когда человек высадится на остановке, то он может подойти к любому дому, чтобы посмотреть карту близлежащих домов и определить как лучше всего дойти до нужного места

Автобусная остановка

Идея ставить рекламные стенды в остановке была из Екатеринбурга. Я изменил и доработал остановку. В Екатеринбургской мне не нравилось, что дождевая вода будет попадать прямо на человека выходящего из остановке. В моей такого не будет. Очень хорошая идея ставить справа стекло, пассажиру будет удобнее смотреть подъезжающий автобус. Автобусные номера будут видны издалека.

Ночью, света от инфостендов будет достаточно для освещения остановки. Верх тоже освещен, чтобы у водителей и пассажиров были ориентиры.

Фонарный столб

Для водителей навигационные табло поставлены на фонарные столбы. Столбы не только поддержат городскую навигацию, но и украсят город.

Нагло скопировал и вставил отсюда.

Как вам такая навигация? Мне вот очень нравится, но слышал мнение, что она будет сильно визуально загрязнять город.
От себя бы добавил, что можно ещё делать цветовые отметки на фонарных столбах- так будет намного удобнее найти нужный поворот, к примеру (при условии, что в данном районе эта единственная улица с таким цветом).