Транспортная революция в Москве: как теперь поедет общественный транспорт в центре
Пешком, велосипедом или на метро – именно такой транспортный выбор был у горожан в центре Москвы. При том пешком было чаще быстрее, чем на метро – покрытие оставляет желать лучшего (1600 м в среднем между станциями), плюс нужно тратить время, чтобы дойти, спуститься-подняться и снова дойти. Наземный транспорт по факту выполняет скорее декоративную функцию, ведь большинство маршрутов были проложены много лет назад и частично потеряли актуальность в наши дни. Ещё больше маршрутов пострадало из-за лихих транспортных изменений 1990х годов, из-за чего автобусы и троллейбусы стали в прямом смысле наворачивать круги. Или были отменены вовсе. В общем, наземным транспортом в центре практически не пользовались по вполне объективным причинам.
Но так было, а с 8 октября всё изменится.
Выше я уже немного расписал, почему общественный транспорт в центре не работает как надо, но всё же надо обозначить все причины:
- Односторонние улицы -> транспорт делает круги и ездит по разным улицам (попробуй запомнить такое)
- Редкие связки -> петляния, транспорт ездит не там, где это нужно людям, многие районы вовсе не обслуживаются должным образом
- Плохая пешеходная инфраструктура -> проблема дойти до этого общественного транспорта (привет подземным переходам)
- Отсутствие единой сети -> набор самостоятельных маршрутов, многие из которых просто обрываются в центре
- Пробки -> никто не любит пробки, большие интервалы
- Нет пересадочных станций
Чем руководствовался Транспортный комплекс, создавая новую сеть? Принципы тут аналогичные тем, что применялись в Хьюстоне, Екатеринбурге или Барселоне, то есть уже успевшие зарекомендовать себя:
Деление маршрутов на частоходящие с интервалом 5-10 минут, средние по 10-15 минут и оставшиеся (социальные) через каждые 30 минут:
- Магистральные, или частоходящие, маршруты должны быть максимально быстрыми и ходить там и тогда, где это нужно людям. Поэтому они максимально прямые, а тактовое расписание со средним интервалом в 8 минут позволяет не запоминать расписание, просто приходя на остановку. Эти маршруты связывают весь город.
- Средние, или районные, маршруты связывают отдельные районы с центром Москвы.
- Социальные маршруты выполняют не столько транспортную функцию, сколько связывают поликлиники и МФЦ.
Пересадочная модель общественного транспорта с хабами на Лубянке и Китай-городе. Благодаря этому принципу нет необходимости иметь зоопарк маршрутов, когда из каждой точки должен идти отдельный транспорт до каждой другой точки. Это ведёт к бесконечному увеличению количества маршрутов и интервалов движения, что делает систему сложной для ориентирования и запоминания, а также просто снижает её эффективность и удобство. С этим же новым принципом человек сможет максимум всего с одной пересадкой попасть практически в любую часть города быстрее, чем это было бы в беспересадочной системе.
Систему магистральных маршрутов запомнить будет весьма просто – единая система нумерации начинается сверху и идёт вниз против часовой стрелки:
- м1 — по Ленинградскому проспекту
- м2 — по Кутузовскому
- м3 — по Большой Пироговской улице
- м4 — по Ленинскому проспекту
- м5 и м6 — по Варшавскому
- м7 — по Волгоградскому
- м8 — по шоссе Энтузиастов
- м9 — по проспекту Мира
- м10 — по Новослободской улице
Таким образом, система стала понятной и её можно держать в голове. Этот принцип аналогичен системе работы метро, так что проблем возникнуть не должно.
Критерий эффективности – транспортная доступность. Раньше оценивался интервал движения конкретных маршрутов или наличие/отсутствие маршрута в определённом районе. Если честно, то это как средняя температура по больнице, ведь маршрут может ходить часто, но с такой трассировкой, где он никому не будет нужен, или маршрут может быть в районе, но ходить так отвратительно, что им никто не пользуется. К тому же весь транспорт должен составлять единую систему, ведь один маршрут в поле не воин.
Сейчас же критерием оценки послужила транспортная доступность центра, или, иными словами, куда сможет человек добраться с конкретной точки за 15 или 30 минут. Чтобы это посчитать, были проанализированы гигабайты данных из 30 разных источников и составлены изохроны (типа такого). К примеру, в пределах 30 минут езды от Лубянки станет жить на 75% жителей больше, с рабочими местами аналогично, но там рост будет аж на 117%. В общем, центр станет ближе.
С одной стороны, спасибо новым проколам на Садовом кольце и выделенным полосам на Кремлёвском кольце, Воздвиженке, Таганке и Малой Дмитровке, которые сделали летом. Кроме этого, общественный транспорт наконец-то вернётся на Неглинную и Большую Никитскую улицы. Также были выпрямлены действующие маршруты, которые станут магистральными.
С другой стороны, как я уже упоминал выше, была проделана колоссальная аналитическая работа. В рабочую группу входили как транспортные эксперты от мэрии, МосГорТранса и проектных институтов, так и блогеры с городскими активистами. Участвовал в работе и Джаррет Уоккер, архитектор транспортного планирования мирового уровня. В общем, это большой коллективный труд. Горожане тоже поучаствовали в создании, правда они голосовали ногами, а рабочая группа всё это анализировала.
Вы уже поняли, что с 8 октября. Но не всё так просто. В октябре запустят первую очередь, но новые маршруты и остановки будут появляться в течение 2017 года. Полный ввод новой системы Магистраль (официальное название) запланирован до конца следующего года, хотя организации движения (разметка, светофоры и выделенные полосы) будет непрерывно улучшаться.
Тут стоит признать, что сжатые сроки не дали возможности провести заранее информационную кампанию, но тут либо вводить сырой продукт и получить по голове, либо смотреть, как инфраструктура простаивает, а горожане обходятся без нормального наземного транспорта. Поэтому был выбран компромисс. Первое время транспортная навигация будет форсировано подсказывать людям как можно теперь ездить:
Появится ещё цветовая кодировка, но обо всех тонкостях новой навигации на наземном транспорте я расскажу в другой раз:
Изменения коснулись и ночных маршрутов – теперь маршруты Н1, Н2, Н3, Н4, Н5 и Н6 будут объединены единым хабом на нижнем Китай-городе (Славянская площадь). Интервал останется прежнем, как и работы остальных ночных маршрутов.
Москва становится ближе, на наших глазах происходит, пожалуй, самое значительное позитивное изменение в работе наземного уличного транспорта в городе за последние 20 лет. Это стоит отметить)
Почитать чуть подробнее можно на mos.ru
Посты по теме:
Как поехала Магистраль
Екатеринбург впереди России всей – новая сетьобщественного транспорта готова