Города США и битва за жизнь пешеходов
ДТП - это не случайность, а результат плохого проектирования. Пока вы не сможете исключить человеческие ошибки, предотвращайте аварии с жертвами. Это основная философия Vision Zero (нулевая терпимость), программы, перед которой стоит цель сократить до нуля смерти в результате аварий. Стартовавшая в 1997 году в Швеции, она делом доказала свою эффективность, снизив смертность от ДТП на 31% с 1997 по 2013 года, несмотря на рост автомобилизации. Именно поэтому за последние 19 лет десятки стран и городов переняли принципы и методы программы. Но США вступила в этот клуб совсем недавно.
С 2003 по 2012 годы на улицах городов США погибло более 47 500 пешеходов. Нью-Йорк, Сан-Франциско, Портленд, Бостон, Чикаго и ещё как минимум 12 городов устали терпеть это и ввели программу Нулевой терпимости к смертям на улицах. И это только за последние три года и без участия федеральных властей. Ещё как минимум 19 городов официально собираются запустить такую программу у себя.
Делается это, в том числе, по политическим соображениям - безопасность на улицах объединяет всех: велосипедисты, пешеходы, автомобилисты и водители автобуса - обычно они ненавидят друг друга, но эта программа делает жизнь каждого из них лучше и безопаснее. Нравственная ценность программы налицо, поэтому стартовавшая программа Нулевой терпимости в Чикаго в 2012 году так быстро распространилась по США. К примеру, выборы мэра Нью-Йорка в 2013 Билл де Блазио выиграл во многом благодаря именно этой программе.
Ключевая позиция программы Нулевой терпимости - город для людей, а люди косячат. В прямом смысле - все совершают ошибки, ведь мы не идеальные компьютеры. Поэтому надо сделать так, чтобы ошибки не вели к смертям. Тут всплывает главная опасность улиц - автомобиль и скорость. При аварии на скорости 60 км/ч человек погибнет с вероятность 50-90%, на скорости 30 км/ч - выживет с вероятностью 90-95%.
Как же они сохраняют жизни? Предусматривают на этапе проектирования ошибки пользователей, делая успокоение трафика физическими способами. Сужение полос и повороты под 90 градусов, лежачие полицейские и приподнятые переходы, расширения тротуара у перехода и рельефное покрытие проезжей части - эти и другие методы как раз для этого (подробнее можно посмотреть и почитать в разделе безопасность: http://gre4ark.livejournal.com/134752.html). В Швеции, родоначальнице программы, для улучшения безопасности было переделано порядка 1500 км улиц, построено более 12600 новых пешеходных переходов, перекрёстков с круговым движением и тому подобного. Да-да, всё верно, никаких заборов, отмены переходов или строительства подземных переходов и адских фаз на светофорах.
Но это далеко не всё, что требуется для эффективной работы. Каждый очаг аварийности должен разбираться индивидуально, для этого нужно собрать огромный массив данных по городу в целом и по очагам аварийности в частности. Кроме того, программа затрагивает не только транспортные структуры, к примеру, в Вашингтоне в работах по плану Vision Zero задействовано порядка 20 разных департаментов.
Если говорить о практике, то в США она разная. Во многих городах есть проблемы с политической волей, выраженной в неготовности идти на смелые шаги, сокращая парковку или сужая улицу, а где-то есть проблемы с кадрами, когда исполнители программы "внизу" элементарно не понимают, что им нужно делать и что это за программа такая. В Лос-Анджелесе мэрии приходится много бодаться с жителями, ведя просветительскую программу, а в Чикаго есть долгосрочная перспектива до 2022 сократить число жертв от аварий до нуля, но при этом нет краткосрочного плана, что делать сейчас.
В Сан-Франциско потребовалось 48 аварий с пешеходами за последние 5 лет, прежде чем авеню Golden Gate успокоили, обособив физически велополосу, убрав одну полосу и сузив оставшиеся две. А в Нью-Йорке сразу после избрания Де Блазио был сформирован офис, составлен план из 63 пунктов и начата работа. За два года там снизили городской лимит скорости до 40 км/ч, развесили более 100 камер фиксации (в основном у школ) и локально переделали 137 улиц. Также началась массивная информационная кампания в городе и среди городских сообществ. В результате за 2 года Нью-Йорк установил исторический минимум: смертность снизилась на 22%, аварий с пешеходами стало меньше на 27%.
На программу в Нью-Йорке выделили $115 миллионов с 2016 по 2020 года. Однако, как говорят независимые организации, таким темпом реально сократить количество жертв на улицах до нуля получится лишь после 2050 года, а чтобы достигнуть цели в 2024 потребуется $1 миллиард.
Вообще, специалисты в США отмечают несколько причин, почему Нулевая безопасность с США буксует. Во-первых, это ориентация на локальные сообщества, от которых нужно получить одобрение, - всем нужно каждый раз объяснять с нуля, что и зачем делается, а понимают не всегда. Во-вторых, США страна весьма большая, из-за этого возникают сложности с реформами. В-третьих, нет поддержки федерального правительства, в той же Швеции программа безопасности идёт сверху вниз, а в США имеют случаи, когда под концепцией Нулевой терпимости преподносят старые программы безопасности, но с новым названием. В-четвёртых, в социальном плане Швеция ушла намного дальше США, ведь в последней элементарно есть бедные районы, где нежелательно ходить в принципе или даже нет тротуаров (таких 51% среди неблагополучных районов). Хотя, в последнем случае, некоторые муниципалитеты как раз хотят оживить и улучшить районы, сделав там безопасные улицы для пешеходов и велосипедистов.
Тем не менее, несмотря на проблемы и пробуксовки, программа активно распространяется по США и уже даёт результаты. К примеру, из последних новостей, городские власти Сиэтла приняли решение снизить скоростной режим на 5 миль в час (8 км/ч) на всех улицах: на оживлённых улицах теперь будет 25 м/ч (40 км/ч), а в жилой зоне 20 м/ч (32 км/ч). А перед этим Бостон снизил скорость до 25 м/ч (40 км/ч). Про Нью-Йорк я и так постоянно пишу - там вообще молодцы, с них вот пример и надо брать.
Усидеть на двух стульях сразу не получится - невозможно спасать жизни, оставляя всё как есть - уж очень много ошибок было совершено в прошлом и, что самое обидное, продолжает совершаться сейчас.
Посты по теме:
Подборка постов про транспорт, а т.ч. про безопасность