4 метра счастья
Что такое четыре метра в городе? Это может быть высота потолков (по-царски прямо), примерно одно парковочное место, высота знака на улице или же ширина выделенной полосы. О последнем и поговорим, тем более есть повод - Департамент Транспорта, неожиданно-приятно, ввёл противошёрстную выделенку на Воздвиженке. Её, к слову, вы можете лицезреть выше.
Почему выделенки – это хорошо, при том для всех, и как сделать их хорошо – об этом далее.
В городе 90% вопросов упирается в землю - это самый ограниченный ресурс, поэтому им надо распоряжаться с умом, чтобы не допустить расползания города и сохранить комфортную городскую среду. Транспортный вопрос тоже завязан на это, ведь улицы это не что-то безграничное - они лимитированы застройкой, поэтому острейшая проблема любого города звучит "как максимально эффективно и недорого перевезти людей".
Тут выясняется страшная истина, что личный автотранспорт не подходит для массовых передвижений внутри города, потому что занимает не только много места на проезжей части (одна полоса пропускает максимум 900 машин в час, в каждой машине, в среднем, 1,2 человека), но и требует много машино-мест (как минимум 2). Метро строить долго и дорого, к тому же его не проведёшь на каждую улицу, ведь тогда оно будет возить воздух и тянуть бюджет на дно (дорого не только строить, но и содержать). Поэтому остаётся наземный общественный транспорт, который занимает одну полосу (3-4 м), но может везти 22 тысяч человек в час. Для сравнения, я немного повторюсь, одна автомобильная полоса в городских условиях переварит около 700 человек (максимум, как я писал выше, 1100).
Но как сделать наземный транспорт эффективным, чтобы он выигрывал конкуренцию у личных автомобилей, при условии, что своя машина всегда будет комфортее и что нельзя взять и запретить (времена то уже не те). Чтобы не получить трагедию общин, но заиметь улицы без пробок и счастливых горожан, наземный транспорт должен быть предсказуемым и не стоять в пробках. К примеру, за что все любят метро? За то, что поезда ходят быстро и можно распланировать свой маршрут с минимальным количеством отклонений - эти плюсы перебивают даже давки в час-пик, шум, духоту и рамки на входах.
Каков рецепт для автобусов, троллейбусов и трамваев, чтобы стать таким же надёжным? Минимальное влияние постороннего трафика, прямые маршруты и удобные интервалы (это, кстати, принципы новой модели Магистраль). Сделать это можно быстро и недорого, потребуется немного креатива с организацией движения, краски и камер, в итоге получаем это:
Стоит заметить, что не существует каких-либо автомобильных прав на проезжую часть или парковку, которые выдаются при рождении или покупки автомобиля. Это только вопрос эффективности, геометрии, экономики и политики. Город невозможно подстроить под личный автомобиль - все пробовали, ни у кого не вышло. Ещё пытались сделать города и для машин, и для общественного транспорта - тоже провал. Но чтобы город был удобен для жизни, работы, туризма и даже для тех, кому правда нужно ездить на автомобиле (за это придётся заплатить, но не временем, а деньгами), есть лишь один выход - делать эффективный общественный транспорт и развивать пешеходную и велосипедную инфраструктуры.
В этом плане можно посмотреть на Лондон, который несмотря на развитую сеть метро, интегрированную в транспортную сеть города жд и многое другое, имеет отлично работающую сеть наземного транспорта. В этом плане они ушли далеко вперёд нас, несмотря на схожее население, ведь у них практически на каждой важной улице будут выделенные полосы, а наземный транспорт никогда не падал до роли подвозящего автобуса до метро.
Но вернёмся к нашим баранам выделенным полосам. Они могут быть разными. Плохо, когда они постоянные прерывания для заездов, поворотов и так далее - это делает невозможным наладить контроль, то есть выделенная полоса становится обычной полосой и всё стоит как и стояло. Хорошо, когда обособление реальное, с минимальным количеством пересечений (все повороты из автомобильной полосы, никакой парковки), высший класс, когда полосы отделены физически. Такая выделенная полоса не просто позволяет общественному транспорту ехать, но и снижает нагрузку на водителя, из-за чего тот комфортнее психологически едет быстрее (риск неожиданного появления машины меньше). Хорошие выделенки без делиниаторов бывают либо противошёрстными с двойной сплошной, либо или как на Б.Якиманке:
Если вернуться к выделенной полосе на Воздвиженке, то она, во-первых, хорошая, так как имеет минимум пересечений (двойная сплошная творит чудеса), во-вторых, даст возможность не стоять автобусам М2 в постоянной пробке на Знаменке, сбивая график, где каждый пассажир теряет в районе 30 минут (полчаса, Карл!), в-третьих, спрямить маршрут и сделать остановки в обоих направлениях на одной улице, а не играть с людьми в прятки "а как мне теперь уехать обратно?".
И да, за счёт этого появятся остановки прямо рядом со станциями метро, сделав удобные пересадки. Место для этого уже есть:
Сейчас М2 возит в день примерно 15000 пассажиров, при том что маршрут ходит меньше недели, проектная же мощность - 30000. Только подумайте, сколько людей смогут экономить полчаса жизни, объезжая 700 м пробки! Дальше, вангую, будет так: уже сейчас пассажиры поедут быстрее -> общественный транспорт становится удобнее -> люди пересаживаются из личных авто в автобусы, которые не стоят в пробках -> меньше машин -> меньше пробок. Плюс эта выделенка позволит запустить экспресс из Можайского района до Китай-города, соединив быстрым транспортом синюю и оранжевые ветки, а также объединить М2 и М9, создав единый магистральный маршрут (думаете просто так они одним цветом выделены?).
Осталось дождаться, когда выделенную полосу введут в работу, хотя схему можно начинать перерисовывать уже сейчас :)
Пользуясь случаем, хочу сказать спасибо Департаменту транспорта, Мосгортрансу и всем причастным, за то, что отстояли такие грандиозные изменения в организации движения центре в этом году, вторая выделенка на Воздвиженке - приятный сюрприз под конец года. Хотя это не означает, что проблемных мест больше нет, но вектор развития и реальные действия впервые за долгие годы идут вровень - это радует. Так что ДТ стронг, а мы ждём новых выделенных полос, приоритетных перекрёстов, наземных пешеходных переходов и велополос.
PS многие спрашивали, как там автобусные проколы Садового кольца, которые были отключены ГИБДД. Видимо полицейским объяснили, что когда пробка до светофора и после, то это не вина светофоров, а общественный транспорт вообще имеет приоритет в городе. В общем, светофоры работают и это хорошо, но время от времени полицейские тянут фазы, отнимая время у пассажиров.
В прошлых сериях:
Транспортная революция в Москве: как теперьпоедет общественный транспорт в центре