Как нью-йоркцы расширяют велопрокат
Кабинетное принятие решений не помогает развитию велопроката - примерно так решили в Нью-Йорке. Дело в том, что без подключения к работе населения и местных сообществ, департамент транспорта города очень часто натыкался на непонимание и скандалы со стороны жителей, которые били по репутации проекта и города. Поэтому сейчас процесс выбора мест для будущих станций занимает больше времени, проходя несколько этапов обсуждений, но зато с решением города согласны и пользователи, и местные жители.
Первоначально сотрудниками департамента транспорта Нью-Йорка и оператор велопроката готовят карту районов с отмеченными будущими станциями. Точек на карте, при этом, в несколько раз больше, чем будет в реальности. Далее эта карта показывается жителям на воркшопах, где люди с помощью стикеров голосуют за или против конкретной станции. Кроме того, на вокршопах объясняется принцип работы велопроката и отвечают на возникшие вопросы.
На мероприятия приглашаются представители муниципалитетов (City Council) и местных сообществ, администрации парков, девелоперы, велоорганизации, музеи, транспортные компании, университеты и так далее. В процессе взаимодействия все эти люди обсуждают между собой достоинства и недостатки расположения конкретных станций будущего велопроката.
Затем результаты работы на воркшопах подвергаются аналитике, после чего появляется черновик итоговой схемы размещения точек велопроката, который публикуется в Интернете, где также можно оставить отзыв. Эта же схема, но с более детальной проработкой, согласовывается с представителями муниципалитетов, после чего появляется уже финальная схема, которая и реализуется.
Главное - общение
В чём принципиальная разница этого подхода от других? В двухстороннем общении города и жителей, где одни могут узнать про информацию, доступную только местным жителям, а другие могут почувствовать свою значимость в глазах города. Кроме того, в рамках воркшопов сглаживаются острые углы, например, в Нью-Йорке часто можно услышать о недовольных от появления новых станций велопроката, так как велосипеды забирают несколько парковочных мест на улице - одно дело, когда город делает это по своей инициативе, а другое, когда это место было выбрано местными жителями и сообществом.
Во всей работе по расширению велопроката есть несколько принципиальных подходов в работе с людьми:
- «Никаких сюрпризов» — люди весьма консервативны и плохо переносят новшества, особенно плохо, если эти изменения стали сюрпризом для них. Поэтому решения обсуждаются и освещаются по всем возможным каналам на всех уровнях администрации и с представителями районов. Связано это, в том числе, и из-за местной специфики, например, горожане подавали в суд на мэрию иск по размещенным станциям 6 раз, хотя всегда проигрывали;
- "Лучше прощение, чем разрешение" - иногда необходимо пойти против воли жителей для всеобщего блага, но нужно доказать делом, почему было сделано именно так;
- "Велопрокат уже появляется, решение принято, но давайте совместно решим, где мы будем размещать станции" - вопрос ставится не "будем ли", а "будем, но как?". Благодаря такому подходу экономится очень много времени на ненужных обсуждениях самого проекта. При этом все понимают, что возможны ошибки, поэтому станции иногда переезжают, это нормально;
- Развитая система велодорожек = значительно большее количество поездок на велосипеде, чем без нее - факт, доказанный статистикой.
Таким образом, хоть данный подход и занимает больше времени, но он более эффективен за счёт учёта максимального количества мнений и интересов, а также возможности сгладить большое количество рисков и увидеть проблемы до момента реализации проекта расширения. Плюсы отмечаются как городскими властями и оператором велопроката, так и обычными горожанами с велосипедными сообществами.
Аналогичный подход к формированию предложений по расширению велопроката планируется провести в Москве в рамках воркшопов Департамента транспорта.
Написано мною специально для Веломосквы
Источник фотографий: New York City Department of Transportation